Об особенностях организации подвижных игр в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Рощупкина Наталия Алексеевна | |||
11.05.2019 23:28 | |||
Об особенностях организации подвижных игр в режимных моментах в соответствии с ФГОС ДО Рощупкина Наталия Алексеевна, воспитатель высшей категории, МБДОУ ДС №72 "Акварель" г. Старый Оскол, Белгородская область Одно из важных направлений образовательной работы по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования является физическое развитие. Задача современных дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре. В практике детского сада широко используются игры: ролевые, дидактические, строительные, подвижные, игры с пением и другие. Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми. Подвижные игры — одно из самых любимых и полезных занятий детей. Это не удивительно, ведь в играх воспитывается коллективизм, проявляются такие ценные качества, как сила, выносливость, ловкость и сообразительность. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами. При организации подвижных игр с детьми использую разнообразные методы и приемы: Словесные: объяснение правил подвижной игры, уточнение правил у детей, стихи, считалки, загадки. Практические: предоставление детям возможности творческого решения возникающих задач, проявление самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Наглядные: рисунки, фотографии, зрительные ориентиры, звуковые сигналы. В основу моей работы легла классификация подвижных игр по развитию физических качеств. Остановлюсь подробнее на играх, способствующих развитию конкретных физических качеств. Быстрота. "Зайцы и волк», «Караси и щука», «Ловишки», «Мы весёлые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Затейники», «Чьё звено быстрее соберётся», «Горелки», «День и ночь». Ловкость. Для ручной ловкости использую игры: «Школа мяча», «Кто скорее намотает шнур», «Кто скорее дойдет до середины». Для развития локомоторной ловкости использую игры «Не попадись», «Через болото», «Поймай палку», и др., а также эстафеты с предметами: «Пробеги, не задень», «Не урони шарик». Гибкость. Для развития гибкости использую подвижные игры: «Циркачи», «Мостики», «Передача мяча», «Змейка», «Туннель из обручей». Выносливость. Для этого использую подвижные игры с непрерывной двигательной деятельностью. Например, в играх «Волшебные скакалки» (Кто продержится дольше других), «Найди пару» (играющие бегают по площадке, по сигналу «В пары!» находят пары и выполняют движения, по сигналу «Побежали!» снова разбегаются по одному). В игре «Поезд» дети стоят подгруппами друг за другом – вагончики. По сигналу «Зеленый свет» двигаются по маршруту, преодолевая препятствия медленным бегом, на «жёлтый свет» — идут, на «красный свет» останавливаются, выполняя свободные движения. Особое место уделяю играм с детьми на прогулке. Ведь именно прогулка, достаточно продолжительная по времени, позволяет организовать с детьми самые разные игры. На прогулке значительное место следует уделить упражнениям в прыжках, в метании, бросании, отбивание, перебрасывание и ловле мяча. Чтобы создать у детей интерес к игре, можно например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. Можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц». Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам. В старших возрастных группах все большее место занимают игры, в которых результат зависит от четкого выполнения правил и от взаимодействия играющих. Важно проводить командные игры, несложные эстафеты, в которых дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявляя, взаимопомощь и доброжелательное отношение друг к другу. Большое внимание уделяю организации русских народных подвижных игр: «Гуси-Лебеди», «Горелки», «Мороз – красный нос», «Золотые ворота». Пребывание детей на групповом участке или спортивной площадке позволяет широко использовать все пространство, поэтому значительное место на прогулке планирую спортивные игры: зимой-хоккей; весной, летом, осенью-футбол, баскетбол и спортивные упражнения: зимой- катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; игра в снежки; весной, летом, осенью-катание на велосипедах, самокатах. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарѐм, способствующим развитию игр. Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу). Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки). Утром и в вечернее время, организую игры с физкультурными пособиями и игрушками, побуждающими детей к движениям (с мячом, с обручем, кольцеброс. Дети объединяются в небольшие группы и играют самостоятельно. Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Подвижные игры используются не только как часть прогулок и занятий физкультурой. Их можно применять на занятиях математикой, по ознакомлению с природой, окружающим миром, но тогда главные задачи игры с физического развития переместятся на ту образовательную область, в которой применяется игра. Например, на занятии по формированию математических представлений можно провести подвижную игру «Найди геометрическое тело» Дошкольникам предлагается, свободно двигаясь по группе, найти и назвать спрятанные в помещении геометрические тела. Задачами этой игры являются развитие внимания и координации, но главное её назначение: закрепить названия геометрических тел и умение ориентироваться в пространстве. Чтобы удовлетворить потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни, в группе создан физкультурный уголок, в котором имеются султанчики, флажки, платочки, ленточки, мешочки. Данные пособия используются не только для общеразвивающих упражнений, но и в подвижных играх, например «Кто быстрее», Найди пару». Для организации подвижных игр имеются шапочки различных игровых персонажей. Также в наличии спортивное оборудование для организации спортивных игр: баскетбольное кольцо, дартс, кегли, городки, кольцеброс, ракетки для тенниса, скакалки, мячи разного качества и размера, обручи, канат для перетягивания. Также спортивные настольные игры: хоккей, шашки, шахматы. Это способствует формированию стойкого интереса к физическим упражнениям; желание играть в спортивные и подвижные игры; навыков самоорганизации и общения со сверстниками и развитию физических качеств. Таким образом, подвижные игры являются незаменимым средством пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Работа педагогов современного дошкольного образовательного учреждения направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, на формирование у воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни, совершенствование практических навыков здорового образа жизни.
|