Физкультура и ранняя профориентация дошкольников |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Масленникова Наталья Геннадьевна | |||
16.04.2019 08:50 | |||
Физкультура и ранняя профориентация дошкольников Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии.
По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. В практике дошкольных учреждений существует определенная совокупность методов, которые способствуют формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Но при этом практически ничего не говорится об ознакомлении с ранней профориентацией в образовательной области «Физическое развитие». А ведь подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, включая занятия физической культурой. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, я предлагаю вашему вниманию конспекты образовательной деятельности по физической культуре «В мире профессий». 1. «Все профессии нужны, все профессии важны» Образовательные задачи:
закреплять умения выполнять упражнения по рисункам — схемам;
Оздоровительные задачи:
Воспитательные задачи:
Предварительная работа: чтение художественных произведений о разных профессиях, ознакомить с игрой “Изобрази профессию”, провести дидактические игры, связанные с профессией. Оборудование: массажеры для ног по количеству детей, магнитофон, аудиокассета с фонограммой, гимнастические скамейки, обручи, гимнастическая стенка, батут, маты, набивные мячи, мячи малого диаметра. Ход НОД Вводная часть Построение в шеренгу. Проверка осанки и равнения. Инструктор. Ребята, каждое утро вы приходите в детский сад, а ваши папы, мамы, бабушки и дедушки спешат на работу. У каждого из них есть интересное дело, которое они любят, каждое из них очень важна. – Ребята, а хотелось бы вам на какое-то время стать взрослыми? – Сегодня, я вас приглашаю в мир взрослых людей, в мир профессий. А для того, чтобы освоить любую профессию нужно здоровье. А здоровье достигается при помощи тренировок. Давайте с вами сначала проведем небольшую тренировку. Перестроение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному обычная, скрестным шагом, боком приставным шагом с полуприседом при приставлении ноги, прямо в полном приседе. Бег в медленном темпе около 1 минуты, переход на ходьбу. Выполнение специальных беговых упражнений по длине зала, короткая сторона зала – ходьба. Специальные беговые упражнения:
Переход на ходьбу, дети по ходу движения берут массажеры для ног и перестраиваются в 3 колонны. Основная часть Общеразвивающие упражнения с использованием массажеров.
Перестроение в колонну по одному, дети по ходу движения кладут тренажеры на место. Перестроение в шеренгу. Воспитатель группы расставляет оборудование, дети выполняют гимнастику для глаз. «Лиса» Ходит рыжая лиса, щурит хитрые глаза. (крепко зажмурить и открыть глаза) Смотрит хитрая лисица, ищет, где бы поживиться. (вытянуть вперед правую руку, на которой все пальцы, кроме указательного сжаты в кулак – вести рукой вправо – влево и следить за движением пальца глазами) Пошла лиска на базар, посмотрела на товар. (поднять руку и опустить, прослеживая взлядом) Себе купила сайку, лисятам балалайку. (описать рукой круг по часовой стрелке и против нее) Основные виды движения (круговая тренировка) На каждой станции находятся картинка с изображением профессии и рисунок-схема для выполнения задания.
Подвижная игра “Изобрази профессию”. Заранее называется один вид профессии. Дети бегают парами, затем по сигналу останавливаются, и каждый по-своему изображает этот вид по договоренности детей. Например, инструктор говорит: Один водитель, другой пассажир (Один ребенок изображает водителя, а другой пассажира). Один фотограф, другой клиент (позирует). Один парикмахер, другой клиент. Один врач, другой пациент и т.д. Заключительная часть Инструктор. А еще есть замечательная профессия повар. И мы сейчас все попробуем себя в этой профессии. Массаж спину «Суп» Чики – чики – чики – ща! Вот капустка для борща. (похлопывают ладонями) Покрошу картошки, свеколки, морковки. (постукивают ребром ладоней) Полголовки лучку да зубок чесночку. (поколачиваю кулачками) Чики – чок, чики – чок –вот готов наш борщок. (поглаживают ладонями) Упражнения на восстановления дыхания. Построение в шеренгу. Инструктор. Вот и закончилось наше путешествие в мир профессий. Мы успели познакомиться только с некоторыми профессиями. Профессий в мире очень много и каждая из них необходима людям. И я, надеюсь, когда вы вырастите большими, выберете для себя интересную профессию. А пока занимайтесь физкультурой и спортом, укрепляйте свое здоровье. 2. «Цирк зажигает огни» Задачи:
Оборудование: воздушные шары по количеству детей, подвешенные к потолку; ленточки; гантели; гимнастическая стенка; канат; веера; гимнастические палки; батут; маты; гимнастическая скамейка; обручи разного диаметра; мелкие предметы для перекладывания; мячи по количеству детей; носы и колпаки для клоунов; жилетка для дрессировщика; чалма для фокусника; рисунки – схемы; фонограмма. Ход НОД Дети строятся перед входом в физкультурный зал. Инструктор: (расстроенным голосом) Здравствуйте, дети! У нас в детском саду произошла неприятная история. Сегодня к нам должен был приехать цирк и показать свое представление в спортивном зале. Мы для этого все приготовили: красиво украсили зал, приготовили необходимое оборудование, пригласили зрителей. Но цирк не приехал!!! А зрители собрались, и я просто растеряна и не знаю, что делать? Может, вы подскажете? (Дети предлагают свои варианты, инструктор наводит детей на то, чтобы они сами показали цирковое представление) А вы справитесь? Ну, тогда готовьтесь, а я пойду открывать наше цирковое представление. Вводная часть Внимание, внимание! По вашему велению Мы начинаем представление! Ровным кругом друг за другом Мы пойдем за шагом шаг. Стать спортивным и упругим Приглашаем всех ребят!
Вот семейство акробатов На носках идет, на пятках.
Вот воздушные гимнасты Гимнастической ходьбой Продвигаются изящно По арене цирковой.
Вот идут широким шагом Наши чудо – силачи. Им доступно одним разом Гнуть подковы – калачи.
По арене скачет конь, Рыжий гребень как огонь. Гордо гривой машет он, Настоящий чемпион.
Парад – алле завершается, Представленье начинается.
Уважаемые зрители перед началом представления цирковым артистам необходимо провести разминку. Основная часть Общеразвивающие упражнения (девочки с лентами, мальчики – с гантелями) (музыкальное сопровождение по выбору инструктора) Дети перестраиваются в колонну по одному, затем в шеренгу. Основные виды движений (По принципу круговой тренировки, с использование рисунков схем. На схеме желтого цвета – задания для девочек, на зеленой – для мальчиков)
Вот жонглеры всех ловчей Совершают чудеса: Сразу несколько мячей Отправляют в небеса 7. «Жонглеры» (фронтально) – одновременное перебрасывание мячей друг другу стоя в шеренгах, двумя руками из-за головы. На арену выходит дрессировщик со своими собачками, но собачки сегодня расшалились и не хотят слушаться Подвижная игра «Дрессированные собачки» Выбирают водящего (дрессировщика). Он встает в середине зала. Остальные – дрессированные собачки. По сигналу дети начинают ходьбу по периметру площадки с произнесением слов: Мы веселые собачки очень любим мы играть Чтоб в игре не выбывать, надо друга выручать. После слов начинается бег с ловлей и увертыванием. После того как «дрессировщик» коснулся игрока рукой, тот останавливается и принимает положение «ноги шире плеч, руки на пояс» и ждет, когда кто-то из детей его выручит – проползет под ним. После этого он может продолжать бегать. Нельзя пятнать «выручающего». Примечания: девочки могут выручать только девочек, мальчики – только мальчиков. На арене шум и гам, Это клоуны Бим и Бам. Так потешно выступают, Много шуток, песен знают. Малоподвижная игра «Клоун» Выбирается клоун, он стоит в центре арены, все участники, взявшись за руки, идут по кругу и произносят следующие слова: Первенчики, червенчики, Летали голубенчики По свежей росе, по чужой полосе. Там чашки, орешки, медок, сахарок – Молчок! После последнего слова все должны замолчать. Клоун старается рассмешить игроков забавными движениями. Тот, кто рассмеется или что-нибудь скажет, выходит из игры. Заключительная часть Инструктор: Наше представление подходит к концу, а мы еще не видели самого волшебного артиста цирка. Кто это? Фокусник! Дети, а можно фокусником буду я? Но мне необходима ваша помощь. Вы должны сесть по-турецки, выпрямить спину, делать глубокий вдох носом и медленно выдыхая дуть на шарик. Дыхательная гимнастика «Воздушный шар» Во время выполнения гимнастики инструктор в костюме факира показывает фокус с протыканием воздушного шарика. Релаксация Инструктор: Ура! Фокус получился! (завораживающим голосом) А, сейчас вы закроете глаза, расправите плечи, медленно опустите голову. Почувствуйте, как ваше тело наливается теплом, светом, добром. Запомните это ощущение. На счет три вы откроете глаза. 1 – 2 – 3 (в это воспитатель срезает шары, подвешенные к потолку) на детей падают воздушные шары. Каждый берет себе по шарику. Цирк закончился! Ура! Спасибо, вам мои, друзья! В заключительный парад Приглашаю дошколят! Дети с воздушными шарами под веселую музыку проходят по залу и уходят в группу 3. «Мы – спасатели» физкультурный досуг на улице Цель: продолжать закреплять представления детей о профессии спасателей. Задачи:
Оборудование: ориентиры, бруски деревянные, обручи, бинты, бруски деревянные, носилки, ложки, емкости под воду, мячи, куклы. Ход образовательной деятельности Дети свободно располагаются на площадке, инструктор загадывает детям загадки: В белоснежном он халате Лечит всех больных в палате. Если вдруг беда случится, То на "скорой" он примчится. Знает всю он медицину, Все лекарства и вакцины. (Врач, доктор) Могут днем и даже ночью Его вызвать очень срочно. Если что-то загорится, Он сейчас же к вам примчится! Он недавно из огня Вывел первоклашек. До чего бесстрашен! (Пожарный) Папа у меня — герой! Ходит в форме, с кобурой! Посреди ночного мрака Где-то кража или драка? Сразу по "02" звоните, Папу моего зовите! (Милиционер) Если где-то наводненье, Извержение вулкана, Взрыв, обвал, землетрясенье, - Будет папа неустанно Пострадавших выручать И в беде им помогать. (Спасатель) Инструктор: Молодцы, дети, вы отлично справили отгадали все загадки. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Иногда опасность, угроза здоровью подстерегают нас в повседневной жизни. Если люди, животные попали в беду, кто приходят им на помощь? Кто такие спасатели? (ответы детей). Предлагаю вам вступить в ряды юных спасателей Чтобы спасатели могли справиться со своей работой, они должны быть сильными, выносливыми, вести здоровый образ жизни, много тренироваться, заниматься спортом и обязательно свой день начинать с зарядки. Комплекс ритмической гимнастики «Делайте зарядку» Инструктор: А вот теперь мы приступаем к настоящим испытаниям! Мне поступил сигнал о том, что девочка Маша не может вернуться домой. Она пошла гулять, перешла по мостику через речку, а когда стала возвращаться домой, мост сломался. Спасатели, ваша задача – построить мост, соединяющий два берега, и перевести Машу с одного берега на другой. 1. «Переправа через речку» — дети из брусков выкладывают мост и переносят по нему куклу. Инструктор: Молодцы, ребята! Маше помогли – переправили ее с одного берега на другой. А теперь проверим, сможете ли вы так ловко переправить с одного берега на другой своих друзей. 2. «Перевези друга» — первый участник бежит в обруче, берет другого участника, переправляет его на берег, сам остается на берегу, а товарищ бежит за следующим и т. д. Инструктор: Ребята, спасатели должны не только быстро бегать и быть ловкими. Они должны еще своевременно оказать первую помощь. Сейчас посмотрим, сможете ли вы, как настоящие спасатели, оказывать первую помощь 3. «Забинтуй руку» — команды делятся пополам. Одной половине вручается бинт, второй – повязка. Одна половина должна забинтовать руку второй половине, наложив повязку. Инструктор: А, сейчас вы должны будете справиться с заданием посложнее. Представьте, что случилось беда и вам надо на носилках перенести раненого. Как думаете, справитесь с этим заданием? Сейчас проверим. 4. «Перенеси куклу» -дети разбиваются на пары и переносят куклу на носилках. Инструктор: А теперь хочу спросить вас, если вдруг случился пожар, без чего никогда не обойдутся пожарные? Конечно же без воды. 5. «Перенеси воду» — ложкой переносит воду из одной емкости в другую. Инструктор: Все спасатели должны быстро двигаться. Сейчас мы проверим, быстрые вы или нет. А испытать вас на быстроту и ловкость мне помогут мячи. 6. «Самые быстрые» — бег с преодолением препятствий с мячом в руках. Инструктор: Вот и подошли к завершению наши испытания. Все вы показали свою силу, ловкость, удаль. Молодцы! Все дети награждаются значком «Юный спасатель» 4. «Ярмарка профессий» Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Оздоровительные:
Воспитательные:
Оборудование: плакат или картинки с изображением людей разных профессий, бревно, гимнастическая скамейка, лестница, мячи по кол-ву детей. Ход НОД Инструктор: Ребята, пролетят у вас года, будет восемнадцать Кем работать вам тогда, чем заниматься? Может, вы уже мечтаете кем-то стать, а может — нет. Но думать об этом и знакомиться с разными профессиями можно уже сейчас. Внимание! Внимание! Сегодня в нашем зале состоится необычная ярмарка. На ней можно попробовать себя в роли людей разных профессий. А в конце занятия можете поделиться, какая профессия понравилась, и получалось ли её выполнять. Вводная часть. Все работы хороши, выбирай на вкус! Начнем со строительной разминки Построение в шеренгу.
Построение в шеренгу. Перестроение тройками. Основная часть Общеразвивающие упражнения 1. Строитель хорошо, а может часовщик лучше? Что он делает? (изготавливает или ремонтирует часы) И. п.: о. с. 1 — наклон головы вправо, произнести «тик» 2 – и. п.3, 4 – то же влево (4-5 раз) 2. Часовщик хорошо? А может дирижёр лучше? Что он делает? Какой предмет у него в руках? (руководит оркестром, дирижерская палочка) И. п.: ноги вместе, руки вытянуты вперед. 1 – отвести правую руку плавно в сторону. 2 – и. п. 3 — отвести левую руку плавно в сторону. 4 – и. п. 5,7 – развести плавно обе руки в стороны. 6,8 – и. п. (4-5 раз) 3. Дирижер хорошо, а может полицейский лучше. Каким должен быть полицейский? (смелым, внимательным) И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 – поворот вправо, правой рукой сделать «козырек». 2 – и. п. 3, 4 – то же влево (5 раз) 4. Полицейский хорошо, а может продавец лучше? Что нужно продавцу, чтобы взвесить продукты? (весы, сейчас электронные, а раньше обычные) И. п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – наклон вправо. 2 – и. п. 3, 4 – то же влево (5 раз) 5. Продавец хорошо, а может водитель лучше? Как называется место водителя в автобусе? (кабина) И. п.: пятки вместе, носки врозь. 1, 2, 3 – пружинистые приседания. 4 – и. п. (5 раз) 6. Водитель хорошо, а может парикмахер лучше? Без чего парикмахер как без рук? (расческа, ножницы) И. п.: Сидя на полу, руки в упоре на локтях. Приподняв ноги от пола, выполнить скрестные махи (в течение 10-15 сек) 7. Парикмахер хорошо, а может летчик лучше? Куда полетим? (дети отвечают) И. п.: лежа на полу, ноги вместе, руки впереди. 1,2, 3 – приподнять ноги и руки от пола, руками выполнить круговые движения. 4 – и. п. (5 раз) 8. Летчик хорошо, а может балерина лучше? Что на ногах у балерины? (пуанты) И. п.: стоя на одной ноге, руки в любой положении. Прыжки вокруг себя влево, затем вправо на одном месте, затем по желанию (3 серии по 20 прыжков) 9. Балерина хорошо, а может доктор лучше? Когда доктор слушает пациентов, то говорит «дышите», «не дышите». Дети дышат, затем задерживают дыхание. Основные виды движений. Доктор хорошо, а может спасатель лучше? Каким должен быть спасатель. Побываем на учениях спасателей.
Спасатель хорошо, а может агроном лучше? Примем участие в сборе урожая. Игры-эстафеты с мячами: бег с мячом, передача мяча над головой, между ног. В конце занятия дети садятся в круг и по очереди делятся, какая профессия им понравилась, и получалось ли её роль хорошо выполнять. Литература.
https: // i n f o u r o k. ru/ https: // n s p o r t a l. ru/ http: // w w w. m a a m. ru/
|