Консультация «Лечебные гимнастики» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Михайлюта Наталья Петровна | |||
21.01.2019 00:34 | |||
Консультация «Лечебные гимнастики» Одним из важнейших вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма. Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание. Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка; и более частные причины, в том числе и занятость родителей, строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении. А в детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режим дня, материально-техническая база, специалисты и т.п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Общие задачи лечебной физкультуры:
Элементы лечебной гимнастики целесообразно использовать на физкультурных занятиях и в ежедневной утренней зарядке. Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки. В толковом словаре В.Даля написано: «Под осанкой принято называть привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, но и напрямую связана с его здоровьем. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности и ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся в детском возрасте. Правильная ли у детей осанка? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. Ребенок поступает в школу, и тут обнаруживается, что у него есть функциональное нарушение осанки. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в условиях детского сада, слабой пропаганде соответствующих знаний среди будущих школьников и их родителей. Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно — сосудистая и т.д. Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь, лишь имея правильную (рациональную) осанку. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление ее нарушений и их активное устранение. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого раннего детства. Формированию нарушений осанки способствует гипокинезия – недостаток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система. Осанка в большей мере отражает внутренний мир человека – его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается – распрямляет плечи, сморит прямо, подтягивает живот. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают у них обычно после физических или статистических нагрузок. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем статистической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей. Нарушение осанки чаще развивается у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Нередко их освобождают от занятий физкультурой или переводят так называемую специальную медицинскую группу. Этим детям настоятельно рекомендуется дополнительное посещение оздоровительных центров и занятия в группах гимнастикой, способствующей предупреждению прогрессирования замеченных дефектов осанки. Во многом решение задачи по правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают» также и морально – волевые качества, необходимые в дальнейшем для самосовершенствования. Поскольку условия окружающей среды оказывают влияние на рост и формирование осанки, родители, родственники и сотрудники дошкольных учреждений должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела ребенка, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой. Воспитание ощущения правильной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. Особенно полезны для профилактики нарушений осанки систематическое плавание и занятие танцами. Большую часть своего времени ребенок дошкольного возраста проводит в детском саду. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников, а также необходимо проводить хорошо распланированную работу по профилактике нарушения осанки. Это и ежедневная утренняя гимнастика, и подвижные игры, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, корригирующая гимнастика и многое другое. На первоначальном этапе обучения в играх и упражнениях для предотвращения и использования отклонений в формировании осанки, таких как «Встань прямо», «Потянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и других, дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры, направленные на усвоение правильного положения при ходьбе. УПРАЖНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ Эти упражнения можно выполнять на физкультминутках между занятиями и во второй половине дня. Проверка осанки: встать у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, спиной (лопатками и плечами), ягодицами и пятками. Зафиксировать это положение, сделать 2-3 шага вперед и начинать гимнастику. Медленная ходьба (40-50с.) 1. «Потягивание». И.п. –основная стойка. 1-2 – отвести правую ногу назад на носок, поднять руки вверх ладонями внутрь, прогнуться и потянуться – вдох; 3-4 – и.п. – выдох. То же с левой ногой. Выполнить 10-12 раз. 2. Упражнение для кистей и пальцев. И.п. – руки согнуты перед грудью, пальцы соединены в «замок». 1-4 – с силой разгибать правую кисть, с сопротивлением согнуть левую; 5-8 – с силой разгибать левую кисть, а правую согнуть. 10-12 раз. 3. «Рывковые движения руками». И.п. – сесть на стул, руки перед грудью. 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками; 3-4 — два пружинящих рывка прямыми руками, акцент на второй рывок. 10-12 раз. 4. «Наклоны вперед». И.п. – сесть на край стула, прямые ноги врозь, руки вверх – в стороны. 1-3 – сделать три пружинящих наклона вперед – выдох; 1-и. п. 10-12 раз. 5. «Наклоны в стороны». И.п. – сесть лицом к спинке стула, руки на поясе. 1-3 – поднимая левую руку через стороны вверх, над головой, а правую – за спину, сделать три пружинящих наклона вправо; 4 – и.п. 3-4 раза. 6. «Наклоны вперед». И.п. – сесть на стул вплотную к спинке, зацепившись носками за его передние ножки. Руки за головой, локти впереди. 1-2 – напряженно прогнуться, наклоняясь вперед, руки в стороны, ладонями вверх – вдох; 3-4 – наклоняя голову, свести локти – выдох. 10-12 раз. 7. «Опускание на колени». И.п. – встать на расстоянии широкого шага от стула, пальцы рук на его спинке. 1-2 – не двигаясь, опуститься на колени; 3-4 – и.п. 5- раз. 8. «Упражнение для стоп». И.п. – руки в стороны, ступни параллельно.
Затем выполнить то же вправо. 8 раз. 9. «Приседание с опорой». И.п. – встать спиной к столу, опираясь руками о его край. 1-3 – сгибая руки, опуская таз и сгибая колени, сделать три пружинящих движения вверх-вниз; 4 — выпрямиться и прогнуться. 10-12 раз. 10. «Выпады». И.п. – лицом к стулу, руки на его спинке. 1-3 – оставляя левую ногу назад, сделать три пружинящих покачивания. Вверх-вниз в выпаде на правой ноге – выдох. 4 – и.п. – вдох. То же с другой ногой. Постепенно увеличивать амплитуду движения. 12 раз. 11. «Вращение туловищем». И.п. – ноги врозь, руки на поясе. 1-4 – наклониться вперед, влево, назад, вперед. Сделать 5 кругообразных движений туловищем в одну, затем в другую сторону. 12. «Поднимание ног». И.п. – сесть на край стула, опереться руками в основание спинки. 1-4 – поднять прямые ноги, держать 4 секунды. 5-8 – и.п. 5-6 раз. 13. «Потанцуем». И.п. – руки на поясе.
То же с другой ногой. 6-8 раз. 14. «Наклоны по косой». И.п. – левым боком к сиденью стула, левая нога на стуле, руки на поясе. 1-3 – пружинящие наклоны к левой ноге, не сгибая в колене правую ногу, стараясь коснуться пальцами нижней части голени, голеностопного сустава или носка; 4- и.п. То же с другой ногой. 10-12 раз. 15. «Вращение тазом» И.п. – ноги на ширине плеч, на голове мешочек с песком (маленькая подушечка, любой другой предмет), руки в стороны. Непрерывные движения тазом влево – назад, вправо – вперед. То же в другую сторону. 10-12 раз. 16. «Перемахи ногами». И.п. – основная стойка на расстоянии небольшого шага от спинки стула, руки на его спинке. 1-2 – перемах левой ногой через спинку стула, руки в стороны; 3-4 – и.п.; 5-6 – перемах правой ногой через спинку стула, руки в стороны; 7-8 – и.п. 10-12 раз. КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ Ходьба друг за другом, ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, «гусиным» шагом, «как мишки», «как мышки», по диагонали. Бег друг за другом, на носках, на полной ступне. Ходьба. Построение в звенья. 1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). Быстро – быстро поморгай, Потом отдых глазкам дай. Быстро моргать в течение 1-2 минут. 2. «Поворот». И.п. – ноги на ширине плеч. 1,3 – руки в стороны; 2 – поворот туловища вправо, соединить ладони; 4- и.п. То же в другую сторону. 10 раз. 3. «Ногу назад». И.п. – ноги врозь. 1-2 – прогнуться, отвести ногу назад на носок; 3-4 – и.п. То же для другой ноги. 10 раз. 4. «Потяни носочек». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – согнуть левую ногу, носок на себя; 3-4 – и.п.; 5-6 – согнуть правую ногу, носок на себя; 7-8 – и.п. 10 раз. 5. «Потянись». И.п. – лежа на спине, руки вытянуты за головой. 1-2 – руки поднять вверх, потянуться, прогнуться в грудном отделе. 3-4 – и.п. 10 раз. 6. «Повернись на бочок». И.п. – лежа на спине. 1- сгруппироваться; 2-3 – поворот на бок, выпрямить руки и ноги, прогнуться; 4- и.п. То же на другой бок. 10 раз. 7. «Заплыв». И.п. лежа на животе, положить руки под голову, пальцы одной руки на пальцы другой, подбородок на пальцы. 1-2 – правую прямую руку поднять вверх, одновременно поднять левую ногу; 3-4 – и.п. То же с другой ногой и рукой. 10 раз. 8. «Проверка осанки». И.п. – лежа на спине, расслабиться и повторять слова: «Хватит спинушку тянуть, нужно лечь и отдохнуть. Ну-ка, правильно лежу? Я на это погляжу: Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая». 9. «Часики» (упражнение на дыхание). Часики вперед идут, За собой нас ведут. И.п. – ноги слегка расставлены.
Ходьба по залу. Руки на поясе, локти отведены назад (30с-1мин). УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 1-я группа упражнений 1. «Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать прямо спину и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте. 2. «Подсвечник». Стоя на коленях на мягком коврике, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны. 3. «Кто сумеет». Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь взрослого проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков. 4. «Самолет». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый корригирует вертикальное положение корпуса. 2-я группа упражнений Содержит элементы акробатики, способствует совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. 1. «Казачок». Ребенок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение хорошо выполнять под музыку. 2. Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия. 3. «Щеночек служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Взрослый придерживает ребенка за руки. КОМПЛЕКСЫ РЕСПИРАТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ Комплекс 1 Ходьба друг за другом, на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), с остановкой по сигналу. Бег друг за другом, «большой змейкой» (вдаль зала), с остановкой по сигналу. Ходьба. Построение в звенья. 1. И.п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание – 30 секунд. 2. И.п. – сидя на стуле. 1- руки согнуть в локтевых суставах, кисти к плечам – вдох; 2-3 – круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе; 4 — и.п. 6 раз. 3. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.
Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное. 10 раз. 5. И.п. – сидя на стуле, ноги вместе. 1-2 – развести руки в стороны на уровне плеч – вдох; 3-4 – согнуть правую ногу и поднять ее к груди руками – выдох. это же движение левой ногой. 10 раз. 6. И.п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание – 30 секунд. 7. И.п. – сидя на стуле. Движение ног «ходьба сидя». 1-2 – вдох; 3-5 – выдох. 10 раз. 8. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное. 10 раз. 9. И.п. – сидя, свободно откинувшись на спинку стула, руки свободно опущены. 1-2 – поднять руки в стороны – вдох; 3-4 – расслабленно руки опустить – выдох. 6 раз. Спокойная ходьба. Комплекс 2 Ходьба по залу друг за другом. Ходьба на носках (руки в стороны), ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба. Построение около стульев. 1. И.п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание — 20 секунд. 2. И.п. – сидя на стуле. 1-2 – вдох – руки сгибаются в локтевых суставах, кисти к плечам; 3-7 – круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе; 8 – и.п.; Пауза. 4 раза. 3. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-2 – отвести правую руку в сторону с поворотом туловища – вдох; 3-4 – и.п. – выдох. То же левой рукой. 4 раза. 4. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1-10 — сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное. 4 раза. 5. И.п. сидя на стуле, ноги вместе. 1-2 – развести руки в стороны на уровне плеч – вдох; 3-4- согнуть правую ногу и потянуть ее к груди руками – выдох. Это же движение левой ногой. 4 раза. 6. И.п. – сидя на стуле. 1-2 – вдох; 3-5 – выдох. 6 раз. 7. И.п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание. 1-2 – поднять руки в стороны – вдох; 3-4- расслабленно опустить руки – выдох. 4 раза. Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа и остановкой. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ Комплекс 1 Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять ходить с выполнением разнообразных движений руками. 1. И.п. – основная стойка.
1-2 – руки в стороны, согнуть правую ногу; 3-4 – и.п.; 5-6 – руки в стороны, согнуть левую ногу; 7-8 – и.п. 3 раза. 4. И.п. – руки на поясе. Многократное поднимание на носках. 10 раз. 5. И.п. – упор присев. 1-2 – встать, выпрямиться, согнуть правую ногу, руки в стороны; 3-4 – и.п. То же левой ногой. По 3 раза. 6. Дыхательное упражнение «Надуем шар». 2 раза. Комплекс 2 Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять продолжать ходьбу с выполнением разнообразных движений руками. 1. И.п. – основная стойка.
1– согнуть правую (левую) ногу; 2-3 –вперед – вверх — в стороны; 4 — и.п. 3 раза. 4 И.п. – руки в стороны. Многократное поднимание на носки. 10 раз. 5. И.п. – упор присев. 1-2 – встать, выпрямиться, согнуть правую ногу, поднять руки вверх; 3-4 – и.п. То же левой ногой. По 3 раза. 6. Дыхательное упражнение «Пароход». 2 раза. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ Корригирующая гимнастика может включать 5-6 игровых упражнений, каждое из которых повторяется по 3-4 раза (после выполнения комплекса). «Кто дольше». Сохранение равновесия при стойке, когда носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги. «Петушиный бой». Двое детей становятся лицом друг к другу и принимают исходное положение: ноги на одной линии, одна нога впереди на один шаг. Играющие, ударяя друг друга ладонями по ладоням, ведут борьбу за сохранение равновесия. «Удержись». Подняться на носки с закрытыми глазами и выполнить несколько разных движений руками. «С кочки на кочку». Перепрыгивание с одного обруча ( «окошка») в другой. «Повернись». Из и.п. «ноги вместе» выполнять прыжки с поворотом направо, налево (на пол-оборота) и вокруг себя. Задача: удержаться после приземления в и.п. «Ласточка». Стойка на одной ноге, другую отвести назад, корпус наклонить вперед, руки в стороны. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ «Великан». Цель: укрепление мышц ног и спины, развитие умения сохранять равновесие. Ходьба с поднятыми вверх руками. С усложнением: ходьба с поднятыми вверх руками по гимнастической скамейке – 2 минуты. «Пройдем на коленях». Цель: укрепление мышц ног и спины, развитие умения сохранять равновесие. Ходьба на коленях по разным поверхностям (пол, мягкий мат) – 30 секунд – 1 минута. «Плечи». Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса, работа которых связана с движениями грудной клетки и легких. И.п. – основная стойка. 1-2 – отведение плеч назад, руки на затылке; 3-4 – и.п. 10 раз. «Нарисуем круг». Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса. И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. 1-4 — круговые движения согнутых в локтях рук вперед; 5-8 – назад. 10 раз. «Объятия». Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений. И.п. – основная стойка. 1-2 – широко развести руки в стороны; 3-4 – обхватить себя руками за плечи и сжать; 5-6 – и.п. 10 раз. «Кошка ловит мышей». Цель: укрепление мышц спины, шеи, руки ног. И.п. – встать на четвереньки. 1-8 – передвигаться вперед, плотно прижимаясь к полу; 9-10 – и.п. 4 раза. «Самолет». Цель: укрепление мышц спины, плечевого пояса. И.п. ноги вместе, руки в стороны на высоту плеч. 1-2 – наклон рук влево; 3-4 – наклон рук вправо. 8 раз. «Сбор фруктов». Цель: укрепление мышц спины, икроножных мышц и свода стопы. И.п. – основная стойка. 1-6 – потягивание вверх на носочках с поднятыми вверх руками; 7-8 – и.п. 10 раз. «Большой и маленький животик». Цель: укрепление мышц живота. И.п. – сидя на пятках, руки на коленях. 1-4 – выпятить живот; 5-8 – втянуть живот; 9-12– и.п. 6 раз. «Рыба». Цель: укрепление мышц спины, живота и ног. И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. 1-6 –перекатывание от головы к ногам; 7-8 – и.п. 6 раз. «Ножницы». Цель: укрепление мышц спины, живота и ног. 1-й вариант. И.п. – лежа на спине. 1-6 – имитация ногами движения ножниц – вправо – влево; 7-8 – и.п. 6 раз. 2-й вариант. И.п. – лежа на спине. 1-6 – имитация ногами движения ножниц – вверх – вниз; 7-8 – и.п. 6 раз. «Перекатывание бревен». Цель: укрепление мышц спины и бедер. И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вверх. 1-6 –перекатывание со спины на живот и обратно с вытянутыми вперед руками; 7-8 – и.п. 6 раз. «Коснись колена носом». Цель: укрепление мышц живота и спины. И.п. – лежа на спине. 1-подтянуть к себе правое колено; 2-5 – поднять верхнюю часть туловища и постараться коснуться носом колена; 6-7 – опустить колено; 8 – и.п. 6 раз. То же с левым коленом. «Воздушный велосипед». Цель: укрепление мышц живота и ног. И.п. – лежа на спине, руки под головой. 1-6 –делать ногами вращательные движения в воздухе; 7-8 – и.п. 6 раз. «Воздушная лестница». Цель: укрепление мышц живота и ног. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-6 –ходьба прямыми ногами по воображаемой лестнице; 7-8 – и.п. 6 раз. «Накачаем велосипед». Цель: укрепление мышц ног. И.п. – ноги слегка расставлены. 1-2 – приседания разводя колени; 3-4 – и.п. 10 раз. «Лягушки» Цель: укрепление мышц ног и спины. И.п. – встать на четвереньки. 1-4 –прыжки на четвереньках по полу; 5-8 – и.п. 8 раз. «Больной воробей». Цель: укрепление мышц ног. И.п. – основная стойка. 1-4 – прыжки на одной ноге; 5-8 – ходьба. То же другой ногой. 10 раз. «Потягивание». Цель: укрепление свода стопы, мышц пальцев ног, икроножных мышц, развитие координации и дыхания. И.п. – основная стойка. 1-2 –потягивание на носках (на вдохе); 3-6 – переступание на пятках (на выдохе). 4 раза. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СВОДА СТОПЫ
повторить 5-10 раз. 4. Ходьба на палке (так же, как упражнение 3). повторить 5-10 раз. 5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой. повторить 2-5 раз. 6. Катание обруча поочередно пальцами ног в течение 2-4 минут. 7. Приседание на гимнастической палке поперечным сводом стопы – медленно, с опорой на стул. повторить 3-8 раз. 8. Сгибание и разгибание стоп в положении «сидя на стуле» — в среднем темпе. повторить 10-30 раз. 9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков и небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут. Проводить упражнение поочередно одной и другой ногой. 10. «Вращение палки». Цель: укрепление свода стопы и пальцев ног, воздействие на важнейшие биологически активные точки стопы, развитие ловкости. И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади, гимнастическая палка лежит на полу у ног. 1-4 – вращение палки ступнями ног; 6-8 – вращение палки пальцами ног; 9-12 – и.п. 6 раз. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК Данные упражнения целесообразно включать в комплексы утренних гимнастик или использовать в физкультминутках и в перерывах между занятиями. 1. Сжимание и разжимание пальцев. 20 раз. Варианты: держать руки ладонями вверх, вниз, сжимать поочередно правую и левую руку, одновременно обе руки. 2. Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо, влево). Повторить то же левой рукой. Вращать одновременно обе кисти рук вовнутрь и наружу. 10 раз. 3. Выгибание и прогибание кистей рук. Упражнение выполнять одновременно обеими кистями рук или поочередно правой и левой рукой. 15 раз. 4. Чередование выгибания и прогибания кистей рук. 15 раз. 5. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев правой (левой) руки соприкасаются с большим пальцем той же руки. 10 раз. 6. Сгибание и разгибание пальцев. Согнуть по очереди все пальцы правой руки, затем разогнуть их. То же с левой рукой, затем двумя руками одновременно. 15 раз. 7. «Ножницы». Развести пальцы правой руки в стороны. То же с левой рукой. затем двумя руками одновременно. 15 раз. 8. «Замок». Соединить ладони вместе, пальцы переплетены. Проделать следующие упражнения: а). с силой сдавить ладони; б). наклонять «замок» вправо, влево; в). вывернуть «замок» наружу (не расцепляя пальцев). по 10-20 раз. 9. «Солнечные лучики». Руки в «замке» поднять вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы. 10 раз. 10. «Игра на фортепиано». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ 1. И.п. – стоя. Напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на «препятствие» с усилием, до ощущения мелкой дрожи от перенапряжения. Далее – резкое расслабление. 2. И.п. – сидя на стуле. Ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол (или: подъем пяток с усилием, не отрывая носков от пола). Далее – резкое расслабление. В нашем детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режим дня, материально-техническая база, специалисты и т.п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы всех дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
|