Сказкотерапия в физческом воспитании детей |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Гусева Марина Леонидовна | |||
30.12.2017 05:57 | |||
Сказкотерапия в физческом воспитании детей Психолого-педагогические возможности инструктора по физической культуре значительно расширяются, когда основой физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста становится сказка. По словам И.Б. Гриншпуна под сказкой целесообразно понимать некую историю, содержащую невозможные или неправдоподобные с точки зрения слушателя (читателя) события или явления, причем такие, к которым неприменимы попытки рационального объяснения с помощью науки или житейского здравого смысла. То есть, основу сказки должна составить некая нереальность происходящих в ней событий. Используя сказку можно целенаправленно и систематично воздействовать на духовную, физическую и психическую сферы ребёнка, включая их коррекцию. Таким образом, сказкотерапию можно использовать как метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
И.В. Вачков (2013 г.) предлагает расширить понятие сказкотерапии до нового направления — интегрированной сказкотерапии, в которой могут применяться самые разнообразные методы психологического использования сказок, включая разные подходы на основе использования метафорического ресурса. Метафора является важнейшим инструментом сказкотерапии как отдельного научно — практического направления и, по мнению И.В Вачкова (2), оказыват действенную помощь расширении детскоко самосознания, углублении представлений о психическом мире человека и активизации внутренних ресурсов. Занимаясь физическим развитием детей дошкольного возраста, мы также исмользуем на занятиях такую форму сказки, как физкультурная сказка. Именно в этом виде сказки (физкультурная сказка, психосамотическая сказка, тесесноориентированная сказка) и таится переспектива интегрированного воздействия на ребёнка с целью гармонизации его психофизического статуса. Физкультурные сказки можно использовать для решения следующих педагогических задач:
Можно также говорить о физкультурных сказках как комплексном решении коррекционных задач не только физического, но и психического развития. Психосоматическое развитие детей дошкольного возраста наиболее корректно, когда ведущая роль отводится двигательно-игровой активности. Ведущей задачей педагога на сегодня является моделирование и воспроизведение такой двигательно-игровой ситуации, основанной на архетипическом образе (историческом — передаваемом из поколения в поколение), которая позволит максимально полно использовать огромный энергоресурс подсознательного для активизации двигательно-игровой активности конкретного ребёнка и, в частности, для достижения коррекционного эффекта, касающегося преодоления имеющихся у него двигательных нарушений. В раннем детстве мыслительные и волевые функции у ребёна ещё не дифференцированы и пребывают в бессознательном (предсознательном) состоянии. (3) В связи с этим построение физического тренинга на основе обращения к сознанию маленького ребёнканевозможно или усложнено, в то время как воздействие на бессознательное может быть достаточно эффективным. Итак, процесс физического воспитания детей рекомендуется строить (1) на основе следующей причинно-следственной цепочки: Архетип- архетипический образ (символ) — игровой сюжет (драматизация) — мотив — волевой акт — энергетический стимул — моторный акт — позитивное эмоциональное состояние, закрепляющее достигнутый эффект, который стимулирует создание новых образов уже индивидуального бессознательного. Как видим, театрализация физического воспитания детей (включая детей с ОВЗ) создает великолепные возможности для использования огромного потенциала бессознательного через высвобождение нервно-психической энергии посредством задействования соответствующих архетипических образов. Список литературы
|