Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Грибова Елена Викторовна, Переверзева Ирина Сергеевна | |||
28.10.2017 16:27 | |||
Организация интегрированных и тренировочных физкультурных занятий с дошкольниками УДК 796: 373. 2 Авторы:
«… забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В.А. Сухомлинский Нагрузка по развитию физических навыков детей ложится, безусловно, на соответствующие занятия как на основополагающую форму систематического обучения, воспитания и их физического развития. Однако в поисках новых форм и методов работы, инструкторы по физической культуре отходят от традиционной системы занятий с дошкольниками и сосредотачивают свое внимание на поиске альтернативных, отвечающих требованиям современности, новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду. Подобное разнообразие и разноплановость физкультурно-спортивных занятий помогают педагогам ДОУ культивировать в детях интерес, повышать двигательную активность и моторную плотность соответствующих занятий.
Альтернативная физическая культура в ДОУ, являясь частью системы физкультурно-оздоровительного комплекса, отличается использованием новых способов организации детей, формой построения самого занятия, нестандартностью привлекаемого оборудования. Среди вариантов проведения альтернативных физкультурных занятий можно перечислить:
Удовлетворение потребности ребенка дошкольного возраста в движениях — есть важнейшее условие его жизнедеятельности и нормального развития как физического, так и интеллектуального. В свою очередь двигательная деятельность способствует формированию потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни. При этом на каждом занятии, вне зависимости от выбранного педагогом варианта его проведения, должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития дошкольников; присутствовать поэтапное обучение основным движениям и физическим упражнениям; содержание должно соответствовать достижению тренирующего эффекта; само занятие обладать достаточной общей и моторной плотностью. Остановимся подробнее на первых двух вариантах проведения альтернативных физкультурных занятий. Среди ключевых требований к структуре интегрированных занятий стоит перечислить:
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на единовременное решение задач других образовательных областей, как то (таблица 1). Таким образом, носящие интегрированный характер занятия способствуют формированию у дошкольников целостной картины мира, т.к. объект, процесс или явление рассматриваются с теоретической и прикладной точек зрения одновременно. Переключение с одного вида детской деятельности на другой способствует вовлечению каждого в активный процесс, повышению эффективности и результативности занятий. При такой организации между детьми, их родителями, педагогами и иными специалистами ДОУ возникают более тесные отношения сотрудничества, налаживается коллективное взаимодействие. Одним из вариантов тренировочного занятия является занятие с одним пособием, которое позволяет педагогу продемонстрировать весь спектр возможностей работы с выбранным спортивным предметом и многообразие способов его использования в различных видах деятельности (бег, равновесие, лазание и ползание, ходьба, прыжки, метание, др.). Необходимо подбирать разнообразные упражнения для обеспечения развития физических качеств и двигательных умений, поддержания положительного тонуса различных видов мышц, развития творческого воображения и фантазии по практическому использованию спортивного инвентаря (предметов) того или иного вида, но в зависимости от ситуации. Так, общей целью подобных занятия является формирование полезной привычки к активным движениям; организация целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей; обеспечение высокого проявления качеств в различных видах двигательной деятельности и физической активности дошкольников. Понадобится минимум спортивных предметов: только веревочки или только обручи, гимнастические коврики. Задачи:
Ниже (таблица 2) представлено примерное содержательное наполнение подобных занятий по работе с одним спортивным предметом: с веревочкой и с обручами. Таким образом, содержание организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях продолжает активно обновляться. По-прежнему велика роль и значимость детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребенка, пользуются спросом дополнительные развивающие занятия физкультурно-спортивной направленности (аэробика, ритмика, спортивные танцы, др.), растет число вариантов проведения альтернативных и интегрированных занятий в ДОУ. Правильная координация обогащает двигательный опыт воспитанников, необходимый им в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Развитие как двигательной, так и познавательной активности способствует всестороннему развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, закладывает основу мотивации учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям; навык управлять своими движениями. Произвольность и осмысление движений позволяют детям впоследствии успешно овладевать учебными навыками.
|