Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
Спорт, тренировки
Автор: Студенникова Елена Викторовна   
02.06.2015 23:44

Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизниИспользование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 24» города Орла

Е.В. Студенникова, инструктор по физической культуре

высшая квалификационная категория

Одной из приобретенных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучения и привития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного образа жизни. Современный педагог – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

 

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

Для этого в нашем ДОУ мы используем физкультурное, нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений, она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

  1. Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;
  2. Особенностей его эмоционально – личностного развития;
  3. Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей [ 2 ].

Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с мониторинга физической подготовленности, в результате которого ведется физкультурно-оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо, эмоционально, интересно. Моя задача – насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки, палочки и прочие бросовые материалы.

Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению – поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Сюда относится и подбор безопасных материалов, и четкое представление того, как конструкция будет закреплена в физкультурном зале, и подбор правильных цветов.

Авторские конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мною нестандартного физкультурного оборудования успешно применяются на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, столбики, гантели, разноцветные ориентиры, кольцебросы, флажки, снегоступы, поролоновые бревнышки, цветные дорожки, массажеры и т.д.).

Дорожка для коррекции стопы выкладывается рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после дневного сна, проходят по ней один – два раза. Она состоит из нескольких ковриков: колких ковриков из синтетических материалов, которые сегодня модно класть перед входной дверью или в ванной комнате, ковриками с нашитыми рядами пуговиц и коврика с нашитыми рядами пластиковых крышек.

В нашем дошкольном учреждении есть отдельный спортивный зал, площадью 184, 9м2, спортивная площадка на улице, беговая дорожка.

Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Внося элементы необычности посредством нестандартного оборудования, мы вызываем интерес дошкольников, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.

Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника [ 1 ].

Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • Помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
  • Стимулировать к включению в процессе двигательной активности, побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • Направить совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
  • Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, что позволит им быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Как известно, двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по физическому развитию было такое оформление спортивного зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды — изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование.

Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную патологию.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.

Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью мы внедрили в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы.

Педагогический коллектив детского сада, понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся с детьми. В этом нам помогают и родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении нестандартного оборудования, являются активными участниками спортивных мероприятий, проводимых в ДОУ.

Таким образом, целесообразный подбор и рациональное использование нестандартного оборудования и пособий способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Эффективность работы с нестандартным оборудованием заключается в следующем:

  • Дети приобщаются к постоянным занятиям физическими упражнениями, укрепляя здоровье
  • Возрастает интерес детей к занятиям
  • Дети быстрее осваивают сложные упражнения
  • Увеличивается плотность занятия
  • Занятия проходят на более эмоциональном уровне
  • Нет дополнительных затрат на спортивный инвентарь

- Улучшается материально – техническая база.

Список использованной литературы:

  1. Берснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М. ТЦ: Сфера, 2004.
  2. Коренберг В.Б. Проблемы Физических и двигательных качеств. // Теория и практика физической культуры. – М., 1994.
  3. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. — Дошкольное воспитание, № 4, 2004.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М., 2006.
  5. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М., 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год