Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Студенникова Елена Викторовна | |||
02.06.2015 23:44 | |||
Использование нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ как эффективное средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 24» города Орла Е.В. Студенникова, инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория Одной из приобретенных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучения и привития навыков здорового образа жизни у детей дошкольного образа жизни. Современный педагог – это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно – пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в нашем ДОУ мы используем физкультурное, нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений, она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с мониторинга физической подготовленности, в результате которого ведется физкультурно-оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни). На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо, эмоционально, интересно. Моя задача – насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям. Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки, палочки и прочие бросовые материалы. Нестандартное оборудование в детском саду несет в себе очень глубокий смысл. Недостаточно простых схем и чертежей, здесь должна быть продумана каждая деталь. В дошкольном возрасте мозг ребенка еще очень гибок и подвержен влиянию извне. Вся информация, полученная в этом возрасте, воспринимается априори единственной и не подлежащей сомнению – поэтому очень важно использовать нестандартное оборудование в детском саду грамотно и с пользой для здоровья дошкольника. Сюда относится и подбор безопасных материалов, и четкое представление того, как конструкция будет закреплена в физкультурном зале, и подбор правильных цветов. Авторские конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мною нестандартного физкультурного оборудования успешно применяются на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями (тоннели, столбики, гантели, разноцветные ориентиры, кольцебросы, флажки, снегоступы, поролоновые бревнышки, цветные дорожки, массажеры и т.д.). Дорожка для коррекции стопы выкладывается рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после дневного сна, проходят по ней один – два раза. Она состоит из нескольких ковриков: колких ковриков из синтетических материалов, которые сегодня модно класть перед входной дверью или в ванной комнате, ковриками с нашитыми рядами пуговиц и коврика с нашитыми рядами пластиковых крышек. В нашем дошкольном учреждении есть отдельный спортивный зал, площадью 184, 9м2, спортивная площадка на улице, беговая дорожка. Установленное в спортивном зале красочное многофункциональное оборудование, вызывает не только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений, упражнений. Внося элементы необычности посредством нестандартного оборудования, мы вызываем интерес дошкольников, желание поиграть с новыми для них атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника [ 1 ]. Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Как известно, двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по физическому развитию было такое оформление спортивного зала, чтобы придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками. Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре. Нестандартное оборудование используется во всех видах детской деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды — изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную патологию. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутулость, вялая осанка, уплощенная стопа. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп. Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – наше тело». К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью мы внедрили в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки, следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц стопы. Педагогический коллектив детского сада, понимает важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые проводятся с детьми. В этом нам помогают и родители воспитанников. Они участвуют в изготовлении нестандартного оборудования, являются активными участниками спортивных мероприятий, проводимых в ДОУ. Таким образом, целесообразный подбор и рациональное использование нестандартного оборудования и пособий способствуют развитию двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Эффективность работы с нестандартным оборудованием заключается в следующем:
- Улучшается материально – техническая база. Список использованной литературы:
|