Методическая разработка "Профилактика ортопедических нарушений у дошкольников" |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Булгакова Ирина Сергеевна | |||
08.06.2017 21:00 | |||
Методическая разработка "Профилактика ортопедических нарушений у дошкольников" Булгакова Ирина Сергеевна Инструктор по физвоспитанию Республика Хакасия г.Абакан МБДОУ «ЦРР д/с «Рябинушка» Правильная осанка и нормальные своды стоп являются необходимыми факторами полноценного развития человека. В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепки, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Главные причины: недостаточная двигательная активность в следствии переуплотняемости групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно – профилактическая работа, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий.
Осанка – привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обуславливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушения осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант. К нарушению осанки могут привести такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи – солей, витаминов, микроэлементов. Наиболее часто встречающиеся ортопедические нарушения у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерное отклонение позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость. Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребенка. Именно поэтому формированию правильной осанки и нормальных сводов стоп большое внимание уделяют педагоги по физическому воспитанию. Решить проблему детей с нарушением осанки и плоскостопием можно с помощью ЛФК. Лечебная физкультура широко используется в дошкольных учреждениях. Ведущей особенностью ЛФК является применение в качестве лечебного средства физических упражнений. В основе существующих методик по формированию правильной осанки лежат две группы упражнений:
При этом необходимо учитывать: для освоения любого движения, в том числе и положения правильной осанки, необходимы многократные его повторения в различных условиях. Поэтому упражнения, способствующие выработки ощущений правильного положения тела в пространстве, должны рассматриваться как основные средства формирования правильной осанки. Движение в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Физические упражнения классифицируются по анатомическому признаку, степени активности, по характеру двигательных действий. При лечении детей с заболеваниями опорно–двигательного аппарата положительных результатов позволяет добиться использование тренажеров и спортивного инвентаря на занятиях ЛФК (шведская стенка, велотренажеры, гимнастические палки, канат, ребристые дорожки и т.д.) При проведении занятий ЛФК используются все существующие формы: гимнастика, занятия, ортопедические минутки, игры, дозированная ходьба. В лечебной физкультуре соблюдаются следующие принципы:
Разнообразное сочетание отмеченных средств ЛФК способствует восстановлению нарушенных функций и оказывает оздоровительное воздействие на весь организм, уменьшает неблагоприятные последствия, вынужденной гипокинезии. С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, в качестве музыкального сопровождения можно использовать «Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского. «Лебединое озеро» в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. Литература:
|