Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Виноградова Ольга Викторовна | |||
13.04.2016 19:20 | |||
Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста. Подготовила инструктор по физическому воспитанию ГБДОУ № 50 Петроградского района Санкт- Петербурга Виноградова Ольга Викторовна В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Неблагоприятные эколого-климатические условия приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма ребенка под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная
емкость легких и т.д.). В широком понимании термин включает физические качества (выносливость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). Физическое развитие это не только биологический процесс, характеризующий становление, изменение форм и функций организма, но социальный процесс. Активность самой личности, ее отношение к своему здоровью, овладение опытом в процессе социализации развивают природные анатомо-физиологические предпосылки организма. Овладение движениями, техникой их выполнения, развитие физических качеств происходит при активном участии взрослого. Тем самым, физическое воспитание является ведущим в развитии личности ребенка. Благодаря педагогической работе у ребенка появляется потребность в здоровом образе жизни. Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового). Физическое воспитание опирается на данные обследования детей уровня физического развития, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. Цель физического развития — охрана и укрепление здоровья детей. Актуальность: совершенствование системы физического воспитания современных дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей дошкольного возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания является переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и самого типа ребенка. В тоже время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей современных детей, различия в физическом воспитании и обучении каждого года жизни. Именно в детском возрасте формируется жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность современного человека. Если учесть, что двигательная активность современных детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной разработки вопросов физического воспитания современных детей до- школьного возраста. Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Выход из сложившейся ситуации возможен при внедрении в детский сад программ содействия укреплению здоровья воспитанников, в создании условий, способствующих полноценному физическому и психическому развитию детей. Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы. Такой подход к проблеме позволил организовать в нашем ДОУ сотрудничество между педагогами, врачами, родителями и детьми; воспитать в детях чувство ответственности за свое здоровье; потребность к физической культуре через развитие и укрепление чувства удовлетворения от движений, физических упражнений, что в свою очередь позволило получить положительные результаты в темпах прироста физических качеств; в снижении заболеваемости детей; создать наиболее благоприятные условия формирования своевременного физического развития детского организма. Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка, отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии. О необходимости физического воспитания современных детей, о роли дви жения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только фи- зического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но на- ходит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошколь- ных учреждений, а в семейном воспитании в основном так и остается деклар а- тивным. Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент форми- рования здоровья, можно только в процессе серьезной совместной с семьей ра- боты. При разработке: психолого-педагогического сопровождения физического раз- вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста за основу бы- ли взяты следующие принципы: 1. Единство диагностики и коррекции – ежегодно в начале и конце учебного года проводить обследование уровня развития и состояния здоровья каждого ребенка группы. На основе полученных данных определяются перспективы фи- зической подготовленности каждого ребенка и группы в целом на текущий год. 2. Системности развивающих, профилактических и коррекционных за- дач. Работа проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, пси- хофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение обще- человеческих и национально–культурных ценностей). Развитие каждой сторо- ны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг з а- дач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и вре- менных затрат. Однако этого можно избежать, если установить взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников. Тем самым экономится время, двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей. 3. Комплексности методов психолого-педагогического воздействия. Помимо известных, проверенных на практике традиционных занятий, игр, упражнений, в методике предлагаются авторские новые приемы, нетрадиционные формы за- нятий. 4. Учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей ребенка, а также состояние его здоровья. Этот принцип позволяет заметить оптимиз а- цию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью. 5. Активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком — определяется той ролью, которую играют родители, воспитатели, медицинские работники дошкольного учреждения. Взаимодействие семьи и детского сада необходимое условие в сохранении и укреплении здоровья ре- бенка и повышении его физической подготовленности, так как наилучшие р е- зультаты отмечаются там, где педагоги, родители и медицинские работники действуют согласованно. Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического раз- вития и оздоровления современных детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой фи- зического воспитания: 1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка; сохранять и укреплять здоровье детей; развивать функциональные и адаптационные возможности детей и улучшать их работоспособность; формировать умение сохранять правильную осанку; удовлетворять потребность детей в движении; способствовать развитию всех морфофункциональных сис- тем детского организма, правильному функционированию внутренних органов. Таким образом, в группе оздоровительных задач особое место занимает ох- рана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, в центре внимания всех участников образовательного процесса стоит естест- венно-биологическая основа детского организма. 2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного раз- вития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здо- ровье; воспитывать интерес к активной двигательной деятельности; развивать нравственно-волевые качества ребенка (организованность, взаимопомощь, взаимовыручку, самостоятельность); воспитывать субъектную позицию ребен- ка в разных играх и упражнениях; воспитывать культурно -гигиенические каче- ства. Таким образом, воспитательные задачи направлены на разностороннее раз- витие детей, формирование интереса и потребности к систематическим заняти- ям физическими упражнениями. 3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие дви- гательных качеств; формировать представления о своем организме, о здоровье; знакомить детей с различными способами выполнения основных движению; формировать представления о режиме, об актуальности отдыха; создавать ус- ловия для проявления ребенком ловкости, скорости и других физических ка- честв. Таким образом, образовательные задачи предусматривают активную пози- цию педагога по реализации содержания физического развития детей. Для реализации первого направления рекомендуем эффективно использовать все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Предлагаем использовать профилактические и коррегирующие упражнения, дыхательные и звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию плоскостопия; игры: «Палочка-превращалочка», «Ловишка с лентами» и т.д. Для формирования принципов здорового образа жизни ребенка были разработаны мимио- проекты. Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей вклю- чает: 1) целенаправленные пропагандирующую общегигиенические правила, не- обходимость рационального режима и полноценного сбалансированного пита- ния, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. 2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. 3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и сла-бые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходи- мо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совер- шенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работни- ки детского сада. 4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания. 5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадицион- ным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.). Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это не- отъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате по- страдает их ребенок. Чтобы родители могли воспользоваться информационной базой воспитания и образования дошкольников, которой владеют педагоги, медицинские работни- ки детского сада, необходимо определить наиболее оптимальные формы взаи- модействия семьи и детского сада. В этом поможет опрос самих родителей (б е- седы, анкетирование). Предлагаем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей по укреплению и сохранению здоровья детей и повыше- нию их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках- передвижках; консультации; устные журналы и дискуссии с участием психоло- га, медиков, специалистов по физкультуре; инструктивно-методические занятия по профилактики нарушений осанки, деформации стопы; семинары- практикумы; деловые игры и тренинги; «открытые дни» для родителей с про- смотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе; закали- вающих и лечебных процедур; физкультурные досуги и праздники с участием родителей; занятия в семейных клубах «Папа, мама, я — спортивная семья»; «Здоровье» и др. Забота о правильном, своевременном психофизическом разви- тии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующемМ 1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в дви- жении; 2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ре- бенка через специально организованную для дошкольного возраста двигатель- ную активность и физические нагрузки; 3. сформировать навыки в разных видах движений; 4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка; 5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активи- зировать детскую самостоятельность; 6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: акти- визации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм пов едения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых прояв- лений детей. Родители и педагоги «вооруженные» единой программой физического вос- питания, несомненно, достигнут желаемого результата. Вывод: Разработанное психолого-педагогическое сопровождение физического разви- тия и оздоровления современных детей дошкольного возраста не только по- зволяют на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского орга- низма и повышению их физической подготовленности; стимулирует самореа- лизацию каждого и взаимообогащение всех. Модель системы взаимодействия способствует созданию микроклимата, в основе которого – уважение к лично- сти человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. Что в свою очередь говорит о достижении цели физического воспитания, предусмат- ривающей воспитание здорового всесторонне гармонично физически развитого ребенка. Электронные образовательные ресурсы 1. Шебеко В, Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. … дисс. Докт. Пед. наук. – Москва, 2011. [Электронный ресурс] 2. Дошкольное воспитание [Электронный ресурс] // 3. Дошкольное образование [Электронный ресурс] // 4. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] // 5. Детский сад от А до Я [Электронный ресурс] // 6. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» 7. Журнал «Курьер образования». — Режим доступа: 8. Российский портал открытого образования. — Режим доступа:
|