Использование игр-эстафет и игр с элементами соревнования для оптимизации двигательного режима дошкольников |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Тудвасева Татьяна Ивановна | |||
31.12.2015 02:09 | |||
Использование игр-эстафет и игр с элементами соревнования для оптимизации двигательного режима дошкольников Дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением методом совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Ведь детский возраст – это ещё и время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем – это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры.
Одним из важнейших условий физического развития является обеспечение достаточной двигательной активности ребёнка. Движение – главное проявление жизни. Для обеспечения достаточной двигательной активности детей необходимо подобрать оптимальный двигательный режим, который, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка и большую эмоциональность дошкольников, содержал бы разнообразные интересные детям формы двигательной деятельности. Этим требованиям в первую очередь отвечают подвижные игры, а для старших дошкольников, которых привлекает результат в игре, это игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Они способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и многих других систем), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам и играм с элементами соревнования. Их увлекает разнообразие движений в одной игре – прибежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье и т.д., использовать нестандартное спортивное оборудование, желание выиграть, соревновательных характер. Однако необычность обстановки, разнообразие заданийвозбуждают детей, они не всегда внимательно слушают. Поэтому в начале обучения приходиться больше объяснять детям, устанавливать определённые правила и требования. К концу обучения дети привыкают к работе в команде, соблюдают правила, легко усваивают. Очень ценно, что занятия с использованием соревновательных игр и игр-эстафет способствую воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Во-первых, нужно сказать, что такое эстафеты и соревновательные игры. Эстафеты – это разновидность подвижных игр командного характера в которых каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику своей команды, предмет и т.д., старается сделать это быстрее участников других соревнующихся команд. Дети состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении. Эстафета всегда содержит элемент соревнования и поэтому интересна, как для играющих, так и для зрителей. Каждый из играющих, чувствует ответственность перед своей командой, старается добиться успеха, хороших результатов, проявив при этом настойчивость, сноровку, смекалистость, упорство в достижении цели. Ребёнок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, проявляя определённые волевые усилия. В зависимости от возраста детей, их двигательных умений выбираются простое или более сложное содержание игры, но в любом случае движения, включённые в игру-эстафету, должны быть детям знакомы или чётко объяснены и показаны. Убедиться в том, что дети поняли, предоставив им возможность выполнить задание без ограничения срока. Такая «проба» поможет воспитателю продумать состав команд. Тщательный состав команд особенно необходим, если в играх участвуют дети разного возраста, разног уровня развития движений. Очень важно у детей поддерживать интерес к играм-эстафетам, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые движения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания. Так же можно использовать игры с элементами соревнования, в которых повышается ответственность каждого ребёнка за соблюдением интересов играющего коллектива. Игры с элементами соревнования способствуют развитию творчества детей – от самостоятельного создания ребёнком новых комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта, до придумывания игр детьми. Большое воспитательное значение имеет правильная организация условий для игры. Сюда относятся расчерчивание границ для игры. Воспитателю необходимо продумать объяснение игры: оно должно быть кратким, ясным, эмоциональным; при объяснении избегать не нужных деталей, выделить правила (в некоторых случаях можно предложить кому-либо повторить правило). Затем воспитатель распределяет роли и расположение играющих. Распределение ролей и расстановку лучше проводить после объяснения игры, так как, когда дети находятся на одном месте, они более внимательны к объяснению воспитателя, это удобно и для поддержания дисциплины. При проведении знакомой игры нет необходимости каждый раз повторить её содержание. Во время игры воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Проводить игры надо так, чтобы дети учились играть, находя удовлетворение в выполнении всё более усложняющих правил и приёмов. Воспитателю надо следить за ходом игры, видеть всех играющих и отдельных детей, подбодрить нерешительного, остановить нарушившего правила. Необходимо приучать детей к остановкам в процессе игры. Надо установить правило, что при проведении любой игры, по определённому сигналу (хлопок, слово «стоп» и т.д.) дети должны остановиться на тех местах, где их застал сигнал, и выслушать указания или замечания. Однако не следует злоупотреблять такими сигналами и часто останавливать игру, нарушая этим игровую ситуацию, эмоциональный настрой. Воспитатель должен помнить и о дозировке игры. Нужно следить за внешними проявлениями утомления (учащённое дыхание, покраснение лица), за поведением детей (частое нарушение правил, грубость, вялость) и своевременно закончить игру. В конце соревновательной игры необходимо дать оценку – анализ: кто из играющих оказался самым ловким, кто проявил себя как хороший товарищ, кто победитель, а кто побеждённый, а кто нарушает правила. Можно использовать форму награждения, вручения жетонов, медалей и т.д. Соревновательные игры развивают ловкость, выносливость, быстроту. Учат чувству ответственности за партнёра. Можно использовать такие игры: ловишки, жмурки, третий лишний, займи место и т.д. Цель. Изучить предлагаемые методические приёмы в проведении разных вариантов игр-эстафет с детьми старшего дошкольного возраста и применить в практической деятельности с дошкольниками. Задачи:
Включая в занятия, развлечения, досуги, праздники по физической культуре в детском саду игры-эстафеты и игры с элементами соревнования позволяет значительно увеличить нагрузку, повысить интенсивность занятий, улучшить качество двигательных навыков основных движений, способствует развитию в целом организации дошкольников, что очень важно при подготовке к школе.
|