Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Стриканова Людмила Валерьевна | |||
26.09.2015 07:10 | |||
Развитие интеллекта дошкольника через развитие его двигательной активности. Человеческий мозг — великолепная штука. Он работает до той самой минуты, пока ты встаешь, чтобы произнести речь. /Марк Твен/ В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десяти километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились четыре основных жизненно важных движения, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими.
Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигательной активности людей. А ведь все способности человека являются продуктом деятельности коры его головного мозга. Около 60% сигналов поступает в мозг от мышц человека. Уже в 50-е годы было доказано, что мозг – это мышца и её надо тренировать. Увеличение коэффициента интеллекта происходит на разных этапах жизненного пути человека. Американский ученый Глен Доманн доказал, что особенно важны ранние воздействия для развития интеллекта. Ребенок рождается с «голыми» полушариями. Нейронные связи в коре головного мозга (интеллект) начинают формироваться с момента рождения ребенка и наиболее интенсивно они развиваются от рождения до 2,5 лет. 20% будущего интеллекта ребенка приобретается к концу первого года жизни, 50% — к 3 годам, 80% — к 8 годам, 92% — к 13 годам. Чем младше ребенок, тем быстрее и больше образуется нейронных связей. По мнению психологов: маленький ребенок познаёт мир через деятельность. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Безусловно, прав Г. Доманн, утверждая, что в истории человечества нет более любознательных исследователей, чем дети. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития ребенка. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, Г. Доманн объективно доказал, что при любом двигательном тренинге упражняются и руки, и мозг. Самое важное и удивительное состоит в том, что чем раньше ребенок начинает двигаться и чем больше он двигается, тем быстрее растет и развиваться его мозг. Чем более физически совершенным он станет, тем сильнее разовьется его мозг, выше будет его двигательный интеллект, а соответственно и умственный интеллект! Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему. По мнению профессора Е.А. Аркина — интеллект, чувства, эмоции возбуждаются в жизни движениями. Он рекомендовал предоставить возможность детям двигаться как в повседневной жизни, так и на занятиях. Многими исследователями установлено, что: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в постоянном движении». Ж. -Ж. Руссо Академик Н.Н. Амосов назвал движения «первичным стимулом» для ума ребёнка. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Он доказал экспериментально, что от развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка затрудняет его общение с другими людьми, лишает его уверенности. Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. Ребёнок 21 века, по мнению академика Н.М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. В результате чего внутренние органы в своём развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения. Исследования Н. М. Щеловановой и М. Ю. Кистяковской показывают что: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание. Необходимо подчеркнуть, что приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме. Самый высокий коэффициент интеллекта был выявлен у детей, занимающихся физическими упражнениями 4-5 часов в неделю. Нельзя развивать детскую способность двигаться без того, чтобы в той или иной степени не развивать зрительные, мануальные, слуховые, тактильные и языковые навыки. Существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга. Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других — сенсорных. Шесть человеческих функций отличны одна от другой. Однако, они полностью взаимосвязаны. Чем лучше развиты эти навыки, тем больше успехов у детей.
Чем более развиты физически дети, тем выше их уровень общего развития, включая и интеллектуальное. Но стоит отметить, что более 60% детей физически малоактивны. В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности и самостоятельности. В зависимости от степени подвижности детей можно распределить на три основных подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность. Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные, осознанные. Они любознательные, рассудительные. Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. По моим наблюдениям из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умений заниматься более или менее спокойными видами движений. Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков. Движение, даже самое простое, дает пищу для детской фантазии, развивает творчество. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой через движения тела дети учатся выражать свои эмоции. Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные игры, физкультурные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических двигательных навыков. А значит, обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества. Физический интеллект (или телесное мышление) – это работа мозгового комплекса, под контролем которого находится любая физическая деятельность, как внешняя, так и внутренняя. Ученые выяснили, что сознанию человека необходимо около 0,4 сек. для того, чтобы зафиксировать новое явление. Тогда как тело может дать оценку ситуации и среагировать за 0,1 сек. Таким образом, если уделять должное внимание развитию физического интеллекта, то можно обрести некоторые способности:
Таким образом, можно вывести такую формулу: Движение + Движения = Основа основ Фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития Важнейшие условие и средство общего развития ребенка, формирование его интеллекта и психики, способностей, жизненной активности Физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания Специальными экспериментами было доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах — ограничении двигательной активности или в постоянных "нельзя", "не лезь туда", "не тронь", — способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследованиям и, следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Это запрет на развитие всех мыслительных процессов! Р.S. Для родителей: Тест на определение уровня развития физического интеллекта (автор Джейн Стайн). Описание Баллы Вы быстрее обучаетесь чему-либо, если держите в руках инструмент или прибор, и пытаетесь сделать что-то самостоятельно, чем в том случае, когда кто-то вами руководит 1 Вы частый посетитель спортзалов, регулярно выполняете комплекс физических упражнений 1 Постоянно полагаетесь на собственное внутреннее чутье, которое ведет к правильным решениям 1 Легко можете сымитировать движения и манеры другого человека 1 Испытываете чувство неудовлетворенности, если находитесь в бездействии или выполняете однообразные движения 1 По профессии вы хирург или плотник, инженер-механик и т.п. (профессия, где особенно важен физический интеллект) 1 Получаете удовольствие от работ по дому 1 Смотрите передачи спортивных каналов, отдаете предпочтение спортивным программам 1 Все ваши лучшие идеи пришли к вам в тот момент, когда вы были на прогулке, совершали пробежку, занимались приготовлением пищи 1 При общении с окружающими жестикулируете 1 Обожаете разыгрывать друзей и знакомых 1 Выходные проводите на природе 1 Вам присущи признаки гиперактивности 1 В свободное время любите играть в спортивные игры 1 Можете похвалиться физической грацией и хорошей координацией движений 1 Итоги Оценка результатов: 1-4 – физический интеллект, к сожалению, недоразвит. 5-8 – не все потеряно, просто вашему физическому интеллекту нужна хорошая встряска. 9-13 – уровень развития физического интеллекта выше среднего. 14-16 – вы обладаете высоким уровнем развития физического интеллекта. Необходимо отметить, что мозг должен не только работать, но и научиться более глубоко отдыхать. Отключиться на 1-5 минут – сбросить ненужную информацию, переключиться также помогут физические упражнения. Это, конечно, может показаться парадоксальным: чтобы полноценно отдохнуть, нужно заниматься физическими упражнениями! Но для психологов это не новость — давно проверено, что полноценного расслабления мышц можно добиться как раз после сильного их напряжения, на этом основаны многие методы психотерапии. Например, Метод «Ключ» Х. Алиева — Синхрогимнастика «Разблокируй свои способности, найди себя!» «Ключ» — это управляемое идеомоторное действие, автоматически снимающее стресс. «КЛЮЧОМ» можно:
-повысить иммунную защиту, активизировать процессы самовосстановления. «Ключ» помогает:
- многократно усилить эффективность любого обучения и тренировки. Преимущества метода: Скорость — результат можно получить на первом занятие. Доступность – овладеть техникой может даже ребенок. Диапазон практического применения – метод может быть использован для лечения, расслабления, развития памяти, раскрытия скрытых способностей, интуиции и многого другого. Ключ» позволяет человеку установить взаимосвязь разума и тела. Тренирует способность сосредотачиваться. Упражнения «Ключа»: Представить, что руки сами поднимаются.
|