Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке
Спорт, тренировки
Автор: Люлечева Ирина Эдуардовна   
18.09.2015 19:01

Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке

Спортивные игры и упражнения занимают важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей и закаливания организма. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки и качества. В процессе спортивных игр и упражнений формируются положительные взаимоотношения детей и их нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.

С учетом этого в рамках деятельности по физическому развитию воспитанников коллективом отделения дошкольного образования № 791 были поставлены следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья детей; обучение детей элементам спортивных игр и упражнений с целью развития функциональных возможностей; совершенствование физических и нравственно-волевых качеств; повышение двигательной активности детей в течение дня пребывания в ДОУ.

 

Для решения поставленных задач в условиях детского сада создана вариативная физкультурно-игровая среда, способствующая развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота, координация движений, внимание, память. Игры, игровые упражнения и двигательные задания планируются в течение года в зависимости от сезона года и погодных условий.

В теплое время года большое внимание уделяется обучению дошкольников играм

с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, боулинг, городки.

Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных

нравственно-волевых черт детей. Знакомясь с правилами игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один.

Упражнения с мячом даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления движения, ведение мяча бегом; передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами; бросание его в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, от груди и т.д. Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. Например, игра «Чья команда больше» проводится на меткость и четкость бросания мяча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии 2 м от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой колонне держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конце колонны. Выигрывает команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину. Альтернативным вариантом может стать следующее задание: по сигналу воспитателя первые участники бросают мяч, стараясь попасть в корзину, ловят его, передают следующему, а сами обегают выставленные на площадке конусы и становятся в конец колонны.

В зимнее время года дошкольники обучаются ходьбе на лыжах. Они должны уметь ходить

по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения. В процессе выполнения упражнения даются двигательные игровые задания на быстроту скольжения. Например, выполняя задание «Не догони», дети идут друг за другом по проложенной лыжне и стараются догнать впереди идущего. Эстафета «Шире шаг» закрепляет быстроту скольжения широким шагом и навыки поворотов. Возможны два варианта проведения игры. Первый: дошкольники делятся на две команды по шесть человек, каждая из них еще раз делится по три человека и становится напротив друг друга на расстоянии 8-10 м. По команде воспитателя участники, стоящие первыми, выполняют ходьбу на лыжах широким шагом. Они идут на другую сторону и передают эстафетную палочку стоящему впереди участнику из своей команды, а те в свою очередь идут к своим ребятам напротив. Побеждает команда, которая поменялась местами быстрее. Второй вариант: поделить дошкольников на три-четыре команды, напротив каждой из них на расстоянии 6-8 м поставить конус. По сигналу воспитателя стоящий первым в колонне идет на лыжах широким шагом до конуса, делает поворот вокруг него и возвращается назад, передавая эстафетную палочку участнику, стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит движение.

Для формирования разнообразных двигательных навыков зимой воспитанникам

предлагается скольжение на ледянках и катание на санках. В игре «Кто дальше прокатится» дети соревнуются друг с другом, спускаясь на санках с небольшой горки на расстояние до 8 м.

На прогулке дошкольников обучают спортивной игре в хоккей. Суть одного из вариантов

игрового задания «Забей шайбу» проста – отправить шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места. Второй вариант, усложненный, предусматривает забивание шайбы в ворота после проведения её между конусами. Упражнение «Передача шайбы друг другу» выполняется в парах: дошкольники стоят друг напротив друга. Игры могут проводиться в сюжетно-игровой форме с целью развития интереса к спортивной игре.

В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться четкости выполнению заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определенного двигательного опыта можно проводить игры – эстафеты и игры соревновательного характера.

Планирование работы по организации спортивных игр и упражнений на прогулке в старших и подготовительных к школе группах должно обеспечивать системность, последовательность

подачи всего программного материала, способствовать совершенствованию спортивных игр и упражнений, закреплению умений детей повышать их двигательную активность.

Важно правильно выбирать время для проведения спортивных игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

Следует применять разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Применение подгруппового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений, используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки.

Разработанная и внедряемая система обучения детей спортивным играм и упражнениям доказала их положительное влияние на развитие двигательной сферы детей. Так, гиперактивные дети стали быстрее и качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности, что особенно важно перед поступлением в школу. За период обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям во время прогулок (в течение двух лет) улучшились не только показатели физической подготовленности и двигательной активности детей, но и их физическое развитие, снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье. Помимо этого расширились функциональные возможности дошкольников, улучшились их физические качества. Дети с большим удовольствием и желанием участвуют в спортивных играх и выполняют игровые упражнения.

Таким образом, разработанная система спортивных игр и упражнений способствует положительной динамике состояния здоровья детей старших дошкольников.

Люлечева Ирина Эдуардовна, высшая квалификационная категория инструктор по физической культуре

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1507» ОДШО № 791 ЮЗАО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год