Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Люлечева Ирина Эдуардовна | |||
18.09.2015 19:01 | |||
Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке Спортивные игры и упражнения занимают важное место в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей и закаливания организма. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки и качества. В процессе спортивных игр и упражнений формируются положительные взаимоотношения детей и их нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость. С учетом этого в рамках деятельности по физическому развитию воспитанников коллективом отделения дошкольного образования № 791 были поставлены следующие задачи: сохранение и укрепление здоровья детей; обучение детей элементам спортивных игр и упражнений с целью развития функциональных возможностей; совершенствование физических и нравственно-волевых качеств; повышение двигательной активности детей в течение дня пребывания в ДОУ.
Для решения поставленных задач в условиях детского сада создана вариативная физкультурно-игровая среда, способствующая развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота, координация движений, внимание, память. Игры, игровые упражнения и двигательные задания планируются в течение года в зависимости от сезона года и погодных условий. В теплое время года большое внимание уделяется обучению дошкольников играм с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, боулинг, городки. Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Знакомясь с правилами игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один. Упражнения с мячом даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются: ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, с изменением направления движения, ведение мяча бегом; передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами; бросание его в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, от груди и т.д. Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. Например, игра «Чья команда больше» проводится на меткость и четкость бросания мяча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии 2 м от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой колонне держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конце колонны. Выигрывает команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину. Альтернативным вариантом может стать следующее задание: по сигналу воспитателя первые участники бросают мяч, стараясь попасть в корзину, ловят его, передают следующему, а сами обегают выставленные на площадке конусы и становятся в конец колонны. В зимнее время года дошкольники обучаются ходьбе на лыжах. Они должны уметь ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом; со сменой темпа передвижения. В процессе выполнения упражнения даются двигательные игровые задания на быстроту скольжения. Например, выполняя задание «Не догони», дети идут друг за другом по проложенной лыжне и стараются догнать впереди идущего. Эстафета «Шире шаг» закрепляет быстроту скольжения широким шагом и навыки поворотов. Возможны два варианта проведения игры. Первый: дошкольники делятся на две команды по шесть человек, каждая из них еще раз делится по три человека и становится напротив друг друга на расстоянии 8-10 м. По команде воспитателя участники, стоящие первыми, выполняют ходьбу на лыжах широким шагом. Они идут на другую сторону и передают эстафетную палочку стоящему впереди участнику из своей команды, а те в свою очередь идут к своим ребятам напротив. Побеждает команда, которая поменялась местами быстрее. Второй вариант: поделить дошкольников на три-четыре команды, напротив каждой из них на расстоянии 6-8 м поставить конус. По сигналу воспитателя стоящий первым в колонне идет на лыжах широким шагом до конуса, делает поворот вокруг него и возвращается назад, передавая эстафетную палочку участнику, стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит движение. Для формирования разнообразных двигательных навыков зимой воспитанникам предлагается скольжение на ледянках и катание на санках. В игре «Кто дальше прокатится» дети соревнуются друг с другом, спускаясь на санках с небольшой горки на расстояние до 8 м. На прогулке дошкольников обучают спортивной игре в хоккей. Суть одного из вариантов игрового задания «Забей шайбу» проста – отправить шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места. Второй вариант, усложненный, предусматривает забивание шайбы в ворота после проведения её между конусами. Упражнение «Передача шайбы друг другу» выполняется в парах: дошкольники стоят друг напротив друга. Игры могут проводиться в сюжетно-игровой форме с целью развития интереса к спортивной игре. В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться четкости выполнению заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определенного двигательного опыта можно проводить игры – эстафеты и игры соревновательного характера. Планирование работы по организации спортивных игр и упражнений на прогулке в старших и подготовительных к школе группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать совершенствованию спортивных игр и упражнений, закреплению умений детей повышать их двигательную активность. Важно правильно выбирать время для проведения спортивных игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей. Следует применять разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Применение подгруппового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений, используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки. Разработанная и внедряемая система обучения детей спортивным играм и упражнениям доказала их положительное влияние на развитие двигательной сферы детей. Так, гиперактивные дети стали быстрее и качественнее выполнять двигательные задания, учатся управлять своим поведением. У малоподвижных детей появился интерес к спортивным играм и упражнениям, возникло желание участвовать в коллективных соревнованиях, улучшились показатели физической подготовленности, что особенно важно перед поступлением в школу. За период обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям во время прогулок (в течение двух лет) улучшились не только показатели физической подготовленности и двигательной активности детей, но и их физическое развитие, снизилась заболеваемость, укрепилось здоровье. Помимо этого расширились функциональные возможности дошкольников, улучшились их физические качества. Дети с большим удовольствием и желанием участвуют в спортивных играх и выполняют игровые упражнения. Таким образом, разработанная система спортивных игр и упражнений способствует положительной динамике состояния здоровья детей старших дошкольников. Люлечева Ирина Эдуардовна, высшая квалификационная категория инструктор по физической культуре Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1507» ОДШО № 791 ЮЗАО
|