Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) |
Поделки из соленого теста | |||
Автор: Бикмухаметова Зиля Рахимзяновна | |||
17.10.2020 04:55 | |||
Использование тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №22 г. Туймазы «ДОУ д.Нуркеево» Воспитатель: Бикмухаметова З.Р. Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии ребенка. Известно, что формирование мелкой моторики влияет на умственное развитие, и особенно тесно связано с речевым развитием. Для развития мелкой моторики используют различные упражнения и игры: массаж ладоней и пальцев рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с крупой, песком и предметами (с бумагой, пластилином, прищепками, раскрашивание и другие. Все эти игры с успехом используются в работе с малышами. К ним я добавила в младшей группе игры с соленым тестом.
Четвертый год жизни ребенка – важный возрастной период, в который лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. Как правило, малыши уже знакомы с пластилином, и с удовольствием работают с соленым тестом. Тесто – мягкий, пластичный материал, с которым ребенку работать намного легче, чем с пластилином. По сравнению с пластилином соленое тесто имеет большое преимущество. Оно не пачкает руки, более пластично, его легко формовать. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскрашиваются фломастерами, красками и гуашью. Изделия из соленого теста изготавливаются как плоскими, так и объемными, их легко можно приклеить к бумаге, гипсокартону, ДСП и многим другим жёстким материалам, что позволяет создавать красивые композиции настенных панно. И что очень важно — соленое тесто является экологически чистым продуктом. Работа с солёным тестом доставляет детям огромное удовольствие, особенно изготовление украшений и подарков. Готовится оно просто:
Соль использую мелкую, так как она лучше растворяется. Для пластичности в тесто добавляю растительное масло. Кладем в миску, соль, красители, размешиваем, заливаем небольшим количеством воды, добавляем подсолнечное масло. Постепенно добавляем муку и вымешиваем тесто до однородной консистенции, до тех пор пока тесто не будет прилипать к рукам, и не станет эластичным. Готовое тесто убрать на 2 час в холодильник, даем тесту отлежаться. Но не все знают что существует еще и заварное соленое тесто. Для его приготовления берем те же ингредиенты, что и для классического соленого теста, но добавляем 30гр лимонной кислоты, если у вас нет лимонной кислоты, можете добавить грамм 10, уксусной кислоты, которая будет являться для теста консервантом. Все ингредиенты кладем в кастрюлю, ставим на медленный огонь, постоянно помешиваем, нагреваем, но здесь есть одна особенность, тесто нельзя перегреть. Тесто заварили, остудили, добавляем остатки муки, и доводим до нужной консистенции. Так же как и классическое тесто, помещаем в пакет и в холодильник на 2 часа, через 2 часа тесто готово к работе. Заварное тесто пластичнее простого теста, при работе с ним на руках не остается соляная пудра, так как соль растворяется вся при нагревании, такое тесто не прилипает к рукам, изделия из него получаются намного изящнее, так как тесто раскатать можно намного тоньше, чем из обычного соленого теста. Хранить его в холодильнике можно до одного месяца. Для начала я изучила методическую литературу по тестопластике, подобрала художественную литературу, пальчиковые упражнения, шаблоны, эскизы для лепки. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, которые подойдут в работе с детьми. В своей работе я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки, сердечки и т. д. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно. Для раскатывания использовали скалочки, а для вырезывания – формочки для печенья, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы. В процессе деятельности у детей часто возникали ситуации, которые требовали особой психологической поддержки ребенка (похвала, комплименты, одобрение, восхищение) и необходима поддержка, которая ориентирует детей на переосмысление и переживание. Поэтому целью моей работы, является: Формирование у детей умений и навыков в лепке из соленого теста и развитие их творческих способностей, фантазии, воображения. Для достижения цели определены следующие задачи:
При работе с соленым тестом используются те же приемы, что и при работе с пластилином, глиной. Это:
Однако при работе с солёным тестом нужно учитывать нежность и пластичность материала. Поэтому, для соединения деталей между собой, нужно провести смоченной в воде кисточкой по местам соединения и, прилепив детали прижать их друг к другу. Под руководством взрослого малыши с удовольствием учатся раскатывать из теста комочки, сплющивать шар, сминая его ладонями рук, а также раскатывать палочки: лучики и листики. При помощи тестопластики дети приобщаются к декоративной деятельности: учатся раскрашивать и украшать предметы узором с помощью пластилина. Особое удовольствие малышам приносит раскрашивание готовых предметов красками. Ведь сначала надо представить, что же у тебя получилось, на что больше похожа твоя фигурка, как например, в работе «Овощи», лишь потом раскрасить. Существуют много вариантов тестопластики, которые можно предложить детям: сделать рамку для фотографии, украшения для новогодней елки, слепить подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню и расписать их и т. д. На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Фигурки из теста называли ХЛЕБОСОЛ. Для окрашивания соленого теста я использую пищевые красители, но они не всегда бывают под рукой, тогда я беру: кофе растворимый, какао, куркуму.. Если изделие сделано из неокрашенного теста, беру акриловые краски или гуашь. Чтобы сохранить цвет и защитить свои изделия от внешних воздействий, я покрываю их лаком. Для того чтобы заинтересовать детей, в начале занятия можно прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направлять их внимание с начала занятия на обдумывание образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета. На первых этапах я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост. Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Для декора я использую натуральные продукты: перец горошком, семечки подсолнечника, семена тыквы, фасоль красную, белую, зерна кофе, различные сорта макарон Запомнились детям и родителям «Медали» — подарки папам на 23 Февраля. Малыши их сами сделали, затем сами украсили: Кроме того, мы учились лепить предметы из нескольких частей, а также объединять фигурки в коллективные композиции. Вот такие коллективные работы у нас получились: «8 Марта» и «Самолет». Сам процесс изготовления изделий из теста увлекателен для малышей, и к тому же их объединяет. Дети учатся взаимодействовать друг с другом: обращаться друг к другу по имени, обсуждать получившиеся предметы, радоваться созданным ими коллективным и индивидуальным работам. Тестопластика – замечательный способ для развития мелкой моторики, рисования и социализации малышей. Как показал опыт, игры с тестом обязательно надо использовать в работе с младшими дошкольниками. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей. Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
|