Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для подготовки ребенка к школе необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения родителей к дошкольному учреждению. Как справедливо заметила Р.В. Овчарова, практически каждый человек когда-то становится родителем. Качественное, осознанное исполнение родительской роли определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Родительство является наиболее важной ответственностью, которую может принять на себя взрослый человек и является социально-психологическим феноменом, представляющим собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.
Родительство включает в себя когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Когнитивный компонент характеризуется осознанием родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителем, знание родительских функций, образ ребенка. Эмоциональный компонент – это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю. Поведенческий компонент – это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, стиль семейного воспитания. Развитая форма родительства характеризуется такими особенностями, как ценностные ориентации родителей (семейные ценности), родительские установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Особенности родительских ценностей состоят в том, что они являются основополагающими для остальных компонентов родительства и реализуются в направленности личности родителя и направленности его поведения. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, рассматривая ценностные ориентации, отмечал: «... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни». В исследованиях психологов Г.А. Аргуновой, С.Г. Бугаева, С.Г. Гладневой, С.А. Куликовой, М.Г. Резниченко, С.М. Яковлюк и других выявлено, что для родителей наибольшую ценность представляют: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, познание (терминальные ценности); воспитанность, образованность, жизнерадостность, честность, ответственность, терпимость, чуткость (инструментальные ценности). Ценностные ориентации родителей являются одной из важнейших составляющих эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Как утверждают Е.А. Носова и Т.Ю. Швецова, каждый родитель имеет свою позицию относительно педагогического взаимодействия с педагогами детского сада. Она может быть ценностной, то есть субъектной, и выражаться в отношении к психолого-педагогической компетентности как важнейшей составляющей своей личностной культуры, в потребности, готовности и стремлении познавать, развивать в себе качества «хорошего родителя». При наличии индифферентной позиции родители безразлично относятся к уровню своей психолого-педагогической компетентности, инертны в процессе взаимодействия. Негативная позиция во взаимодействии с педагогами проявляется в его неприятии, отстранении под любыми предлогами от продуктивного взаимодействия [1]. Для родителя ценностным ориентиром во взаимодействии с педагогом выступает его собственный ребенок, стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в воспитательной деятельности, особенно в процессе подготовки старших дошкольников к школе. Родители с индифферентной и негативной позициями во взаимодействии нуждаются в педагогическом сопровождении со стороны дошкольного учреждения. Рассмотрим ценностные ориентации родителей в подготовке ребенка к школе, которые были выявлены в исследованиях Т.И. Бабаевой, Е.П. Арнаутовой, Л.А. Ермаковой и другими педагогами и психологами. Осознание себя, как родителя будущего школьника приходит через самопознание себя как личности, познание своего ребенка и проявляется у взрослых в принятии индивидуальности ребенка, в признании его права на свой темп развития, в осознании собственного самочувствия и опасения по поводу предстоящей школьной жизни старшего дошкольника. Взрослые полностью осознающие, себя как родители будущих школьников способны воспитать в детях ответственность за свои действия и поступки, смогут помочь им найти способы решения возникших трудностей в повседневном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, достичь полного взаимопонимания с ними. Осознание будущего своего ребенка как школьника. Учеными доказано, что подготовка к школе осознается большинством родителей будущих первоклассников как ответственная задача. Многие взрослые проявляют тревожность в организационных аспектах, связанных с оформлением ребенка в конкретную (чаще престижную) школу. Для большинства родителей подготовка к школе выступает в качестве особой целевой установки, требующей конкретных средств и воспитательных усилий. При этом, по мнению половины взрослых, высокая результативность воспитания готовности ребенка к школе может быть достигнута объединенными усилиями семьи и детского сада. По полученным данным Т.И. Бабаевой некоторые родители выражают сомнение в возможности детского сада эффективно подготовить ребенка к школе. Они подчеркнули, что эта задача успешно решается только усилиями семьи, или семьи с привлечением дополнительных образовательных услуг (подготовительные к школе курсы, группы, занятия с учителем и пр.). Основной недостаток работы детского сада данные родители видят в отсутствии индивидуального подхода и контроля развития ребенка. Другая часть родителей убеждены, что вся работа по подготовке к школе должна быть осуществлена в детском саду, и семье нет необходимости предпринимать дополнительные шаги в этом направлении. Характерно, что подобное мнение высказали многие родители, чьи дети посещают высоко оплачиваемые негосударственные дошкольные учреждения. При этом часть родителей вообще не вникает в конкретное содержание подготовки к школе. Гарантией высокого качества этой работы для них выступает высокая оплата образовательных услуг. Необходимо включать родителей в совместную деятельность с ребенком, с педагогами и администрацией дошкольного учреждения, при этом создавать атмосферу сотрудничества (Носова Е.А., Швецова Т.Ю.). Проектирование своего будущего как родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника. Взрослые, проектируя свое будущее в качестве родителя первоклассника и будущего своего ребенка как школьника, выражают общее положительное отношение к будущему учителю. Характерной установкой для них является доверие и надежда на понимание и поддержку учителем ребенка в обучении. Но есть родители, которые не могут отчетливо сформулировать своего отношения к будущему учителю. Для этих взрослых характерна установка на неопределенное отношение с элементами настороженности. Некоторые родители проявляют тревожные ожидания, опасения, что будущий учитель не сможет понять их ребенка и найти эффективный подход к нему. Выявленная неопределенно - негативно установка части родителей по отношению к учителю обнаруживает серьезную проблему воспитания будущего школьника в семье. Научные данные свидетельствуют о влиянии негативного отношения родителей к учителю и школе на соответствующие установки детей. В результате дети испытывают при поступлении в школу излишнее волнение и неуверенность, что становится препятствием для успешного начала обучения (Бабаева Т.И.). Не менее важной ценностной ориентаций семьи в подготовке детей к школе выступает педагогическая культура родителей, которая включает в себя такие компоненты, как педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний; практические умения родителей по воспитанию детей; умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, умение использовать опыт воспитания детей предыдущих поколений (Семеряжко Е.И.). Родители с высоким уровнем педагогической культуры: создают благоприятный психологический климат в семье; стремятся получить психолого-педагогические знания в области воспитания и образования дошкольников; осознают цели воспитания и развития ребенка в подготовке к школе; используют разнообразные методы и средства подготовки ребенка к школе; учитывают его возрастные и индивидуальные особенности; стремятся понять его внутренний мир, разделить с ним его радости и неудачи; занимаются воспитанием ребенка в тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением; могут четко определить образовательные запросы ребенка; консультируются по вопросам подготовки к школе у специалистов (воспитателей, психологов, учителей). У родителей с допустимым уровнем педагогической культуры: не хватает знаний о возрастных особенностях развития ребенка; осознают цели воспитания, но не применяют различные приемы и методы в подготовке ребенка к школе; через сотрудничество с детским садом и консультации у воспитателей и психологов стремятся повысить свой уровень знаний по детской педагогике и психологии; стремятся создать благоприятный психологический климат в семье, но отсутствие достаточных знаний приводит к конфликтным ситуациям; стремятся понять внутренний мир ребенка, но отсутствие необходимых знаний, непонимание индивидуальных особенностей не всегда приводит к успеху. Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что у них нет достаточных знаний о возрастных особенностях развития ребенка, по педагогике и психологии дошкольного возраста; не стремятся создать благоприятный психологический климат в семье; не осознают цели воспитания и развития в подготовке ребенка к школе; ее учитывают индивидуальные особенности ребенка; не интересуются его переживаниями, не стремятся понять его внутренний мир; не хотят сотрудничать с дошкольным учреждением. Как показывают исследования (Бабаева Т.И., Полякова М.Н., Березина Т.А. и др.) педагогическая культура родителей проявляется в оценке готовности их ребенка к школе. Оценивая качества ребенка наиболее значимые с позиции готовности к школе, большинство родителей на первое место выдвигают качества, характеризующие знания старшего дошкольника, способность управлять собой (дисциплинированность, организованность, послушание, исполнительность, произвольная память и внимание), специальные учебные умения (знакомство с буквами, умение читать, считать и т.п.). Настораживает, что для многих родителей характерно ограниченное представление о сущности готовности современного ребенка к школе. Над ними тяготеет привычный стереотип «хорошего ученика»: дисциплинированного, исполнительного, умеющего хорошо читать, считать, писать. Отсюда готовность к школе рассматривается как подготовленность ребенка к тем учебным предметам, с которыми он «столкнется» в первом классе. Это, прежде всего, математика, чтение, родной язык и пр. Именно такой подготовки часто ждут родители от детского сада. Анализ практики показывает, что по настоянию родителей процесс подготовки к школе в ряде дошкольных учреждений превратился фактически в дополнительные факультативные занятия, которые с большей или меньшей степенью интенсивности обеспечивают, прежде всего, предметную подготовку детей к освоению будущих школьных учебных программ. Такие значимые для развития будущего школьника качества как самостоятельность, коммуникативная культура, творческая и познавательная активность, предприимчивость, уверенность, интерес к школе, общительность, умение сотрудничать все еще недостаточно осознаются взрослыми как необходимые в подготовке к школе. Главным средством подготовки к школьному обучению для многих родителей (и педагогов) являются организованные, систематические занятия с детьми. Нередко, помимо занятий в детском саду и семье, дети посещают дополнительные уроки со специалистами, которые осуществляют интенсивную профильную подготовку к школе. Вопрос о том, насколько такая высокая образовательная нагрузка на ребенка отвечает требованиям здоровье сберегающего подхода и обеспечивает ли она долгосрочный прогноз успешного обучения в школе, продолжает оставаться открытым (Бабаева Т.И.). Самоанализ и самооценка родителями своей педагогической культуры, как ценностная ориентация семьи в подготовке ребенка к школе, имеют огромное стимулирующее значение. У каждого родителя под влиянием опыта своего воспитания в родительской семье, собственного родительского опыта, психолого-педагогических знаний и других социокультурных условий стихийно формируется персональная оценочная шкала. При этом она зачастую входит в противоречие с реальной ситуацией результатов воспитания и развития своего ребенка. Осознавая негативы воспитания ребенка, часть родителей способна сохранять достаточно высокую самооценку, перенося ответственность за воспитание детей на других (недоработка ДОУ, влияние плохих друзей и др.) [1]. Активная деятельностная реализация родителями своих психолого-педагогических знаний проявляется в грамотной организации познавательной, игровой, продуктивной, досуговой деятельности детей в условиях семьи, нацеленной. Многие родители стремятся к более продуктивному взаимодействию с детским садом и проявляют потребность в разнообразной помощи в подготовке ребенка к школе, считают необходимым контактировать с учителями начальных классов и обмениваться опытом эффективного воспитания готовности к школе в семье. Таким образом, поддержание ценностных ориентаций семьи в подготовке ребенка к школе возможно при условии сотрудничества, активного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Список использованной литературы: 1) Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. – СПб.: ООО Изд-во «Детство-Пресс», 2009
|