Ведериникова Юлия Васильевна Педагог-психолог 2 категории МАДОУ №82 г. Томск
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.» Александр Леонидович Венгер
Психологическая готовность к школьному обучению сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. (Психологический словарь. И.М. Кондаков) Школьная зрелость дошкольника -
Скачать полный конспект
приемлемый уровень физического и психического развития шестилетнего ребенка, что обеспечивает ее адекватное приспособление к условиям школьного обучения. (Словарь по возрастной психологии. О.П. Сергеенкова) Компоненты школьной зрелости: Умственный Социальный Эмоциональный Личностный Физический Психологический Умственный компонент - это функциональное созревание структур головного мозга: •Уровень развития мышления: наглядно-образное, абстрактное, аналитическое, логическое, речевое; •Уровень развития памяти: зрительная, слуховая, логическая; •Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; •Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); •Дифференцированное восприятие; •Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; •Развитие речи; Социальный компонент - это социальная позиция школьника (отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе): •потребность ребенка в общении со сверстниками; •умение подчинить свое поведение законам детских групп; •адекватное подчинение школьным правилам; •способы установления взаимоотношений с другими детьми; •умение войти в детское общество; •умение действовать совместно с другими; •умение уступать и отстаивать свою точку зрения, защищаться;
Эмоциональный компонент - готовности к произвольной регуляции своих действий: ?степень сформированности механизмов волевой регуляции действий (возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания); ?уровень развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности; ?умение распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, интонации, жестам, в различных ситуациях); ?умение сдерживать и регулировать эмоции;
Личностный компонент - внутренняя позиция школьника: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе (положительная или отицательная направленность ребенка); уровень мотивационной сферы: атрибутивная мотивация (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради) и познавательная мотивация (возможность получить новые знания); уровень развития самосознания (адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению); Физический компонент - состояние здоровья и физическое развитие будущего школьника: особенности телосложения (вес, рост, осанка); двигательные навыки и качества; двигательная активность; физическая работоспособность; уровень закаленности; бодрое и активное состояние организма; сформированность трудовых навыков соответственно возрасту; потребность в двигательной деятельности; Психологический компонент заключается в том, что у ребёнка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.
|