Семинар-практикум для родителей "Готовимся к школе вместе" |
Скоро в школу | |||
Автор: Калин Ольга | |||
06.01.2014 00:16 | |||
Здравствуйте, дорогие папы и мамы! Мы рады видеть Вас в стенах нашего дошкольного учреждения. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами – педагогами.
Ваши дети стоят сейчас на пороге еще одной ступеньки детства, около двери, которую они откроют завтра. И этим завтра станет школа.
Важно задуматься о том, что скоро и для вас наступит первое сентября и вместе со своими детьми вы мысленно будете усаживаться за парты. Это для вас своеобразный экзамен, а за порогом школы проявят себя плоды ваших воспитательных усилий. Некоторых будет переполнять гордость за детей, которые уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются успехов.
Совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок отстает в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к учебе. «Почему это произошло? Что упущено?» - задают себе вопрос родители. Анализируя годы раннего и дошкольного детства, они нередко обнаруживают слабые звенья своего воспитания. Это в лучшем случае. А в худшем случае, многие родители предпочитают всю ответственность возложить на ребенка. Они спрашивают с него, а не с себя. А ведь ребенок, как губка впитал в себя то, что ему преподнесли взрослые.
Многие считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогут детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Опыт показывает, что никакое, даже самое хорошее дошкольное учреждение не может заменить семейное воспитание. Если занятиями ребенка не интересуются дома, не поощряют усердия и прилежания, ребенок начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять ошибки. Некоторых детей такое невнимание родителей обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка.
Послушайте что говорят ваши дети о школе (Видеоролик с интервью о школе)
Безусловно, все родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье. Что же мы вкладываем в понятие «готовность ребенка к школе»?
Педагог-психолог предлагает родителям разделить лист бумаги пополам и на одной стороне написать качества, характеризующие, по их мнению, готовность ребенка к школе. Затем все вместе обсуждают полученные ответы. Наиболее часто встречающие варианты психолог записывает на доске. На другой стороне листа предлагает записать качества, о которых пойдет речь далее.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовно¬сти»? Это, прежде всего мотивационная готовность.
Мотивационная готовность - это наличие у детей жела¬ния учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готов¬ность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, жела¬ние пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и дру¬гие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё: и классы, и учительница, и систематические занятия - являются новыми. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью – учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать – буду читать маленькому брату»).
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие дети будут успешно выполнять задания, если они у них вызывают непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, они выполняют его небрежно, наспех, им трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей немного, они вызывают особую тревогу. Дети говорят: «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят», «Там трудно». Причина такого отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не можешь, как ты пойдешь в школу?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!») Сколько терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы. Намного разумнее – сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, организация книжного уголка в семье для ребенка, просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением и т.д.
Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители счита¬ют, что именно она является главной составляющей психологи¬ческой готовности к школе, а основа её - это обучение детей на¬выкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причи¬ной ошибок родителей при подготовке детей и их разочарова¬ний при отборе в школу.
Что же кроется под этим термином? Конечно, прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказыва¬ется: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на вы¬полнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. А развитие этих процессов происходит во время общения ребенка со взрослыми. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды. Спросите отличительные признаки времени года. Обратите внимание ребенка на цветы, скажите: «Смотри вон тюльпан. Он какой? Какие у него лепестки?» И вместе с ребенком проговаривайте какой цветок. «А вон нарцисс. Он какой. А как тебе кажется, что у них общего? Чем они отличаются?» И вот такое общение – лучшая подготовка к школе. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях. Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющие сходства и различия (мяч и воздушный шар); два явления (дождь и град); два понятия (город и деревня). Выполняя такие задания дети, как правило, сначала устанавливают различия, потом находят общее, что для них является более трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу предметов, начав с простых обобщений (посуда, мебель), затем перейти к более сложным типа «вещи, в которые можно что-то положить, «спортивный инвентарь». Такие задания не только дают информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать мысли и рассуждать вслух.
Читайте ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и то же прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе будет очень кстати. Учите ребенка пересказывать. Пусть он пересказывает не только прозу, но и стихи. Спросите о чем стихотворение? Где развиваются события и т.д. Это хорошая тренировка для гибкости ума. Ведь стихи сложнее воспринимаются, чем рассказы.
Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать выводы.
Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?
- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача?
- Заплачет ли при ушибе, не сумев преодолеть боль. Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Можно разви¬вать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале неслож¬ные) задания. При этом обязательно нужно просить детей по¬вторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они всё ус¬лышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребёнку объяснить, зачем он будет это делать.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последова¬тельности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попро¬сить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную бук¬ву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти уп¬ражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточить-ся на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок бы¬стро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, кото¬рые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, можно облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв).
Следующим показателем готовности к школе является социальная готовность. Не менее, важное условие подготовленности ребёнка к шко¬ле - умение жить в коллективе, считаться с интересами окру¬жающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
Придя впервые в первый класс, ребенок не сможет занять то же положение среди сверстников, которое занимал до школы в привычном детском коллективе. Кроме того рядом не будет ни родителей, ни близких, ни даже воспитателей. И только эмоциональная свобода, вернее, независимость ребенка поможет ему это выдержать и устоять. А степень эмоциональной независимости малыша зависит, главным образом от вас, от ваших типов воспитания и ваших взглядов на привязанность в семье.
Когда ваш ребенок в среде сверстников играет роль шута, героя или простофили, рискуя, где не надо, только для того, чтобы выделиться среди остальных, привлечь к себе внимание, предпочитая в то же время выбирать себе в друзья детей более старших, то это признаки тревожности по отношению к сверстникам.
Когда ваш ребенок униженно заискивает перед воспитателем или другими взрослыми, с которыми он связан, старается попасть ему на глаза, преподнести различные подарки, чрезмерно вежлив и дружелюбен с ними, то это вовсе не воспитанность ребенка, а скорее всего это признаки тревожности по отношению к тем людям, перед которыми он демонстрирует себя. Если ваш ребенок тревожен среди сверстников, то это может перейти на одноклассников. Тревожность к взрослым у него распространяется на первую учительницу. А это, в свою очередь повысит учебную тревожность первоклассника и приведет, в конечном счете, к срыву процесса адаптации к школе. Поэтому, заметив эти признаки тревожности, старайтесь вырвать их, как сорняки.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
• умение слушать собеседника, не перебивая его;
• говорить самому только после того, как собеседник закон¬чил свою мысль;
• пользоваться словами, характерными для вежливого обще¬ния, избегая грубостей и вульгаризмов.
В годы, предшествующие обучению в школе, родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверст¬никами. Организация различных развлечений, детских праздни¬ков, разнообразных игр должна стать хорошей традицией каж¬дой семьи. Дети учатся жить в коллективе, уступать, делать дру¬гим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.
Родители должны не только научить ребёнка слушать дру¬гих, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребён¬ка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребёнку огорчения.
И еще очень важный момент – то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен».
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
- мотивационная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- социальная готовность
Психолог предлагает родителям сравнить собственные, записанные в начале собрания представления о готовности к школе, с полученной информацией, оценить, насколько родительские представления соответствуют научным.
Говоря о подготовке к школе, хочется еще раз подчеркнуть, что готовность или неготовность вашего ребенка тесно связана с положением его в семье. Если ваш ребенок отвергнут вами и испытывает дискомфорт, он вряд ли будет «школьнозрелым». А если и будет, адаптация его пройдет с трудом, вероятнее всего со срывом в виде невротических реакций. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
(Психолог предлагает выполнить задание)
Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.)
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза.)
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляйте ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценность.
|