Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе. Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.
Пояснительная записка
Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов. Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.
Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм). «Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания. Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту. Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений. Задачи: • Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире; • Развитие познавательных психических процессов; • Развитие волевых качеств личности; • Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог; • Развитие мелкой моторики рук; • Повышение мотивационной готовности детей к школе. • Разработка системы работы, с родителями в данном направлении. Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе. Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут. Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.
Скачать полную версию занятий
Пидшморга Екатерина Сергеевна
старший воспитатель МБДОУ №67
Кемеровская область, г. Киселевск
|