Комплекс коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе |
Скоро в школу | |||
Автор: Барбашина Ольга Вячеславовна | |||
10.04.2015 13:35 | |||
Комплекс коррекционно-развивающих занятий для подготовки детей к школе (Учебно-методический материал для воспитателей) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка –детский сад № 332» городского округа Самара Разработала: Ольга Вячеславовна Барбашина, воспитатель, высшей квалификационной категории. Ни для кого не секрет, что современные дети мало играют, двигаются. Их день заполнен бесконечными занятиями, длительным сидением за столами, после детского сада многие посещают курсы подготовки к школе, где к детям предъявляются требования, больше подходящие уже для школьников. В итоге мы наблюдаем у детей раздражительность, быструю утомляемость, повышенную тревожность, различные неврозы.
Опробовав в работе множество различных программ по подготовке к школе, мы поставили задачу решить эту проблему с помощью движения и ведущего вида деятельности дошкольников – игры. Еще 2500 лет назад китайский философ Конфуций сказал: Что я слышу – я забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю. Таким образом, все, что должно быть изучено, прежде всего должно быть познано через действие, эмоции – через игру. В нашем ДОУ наработан комплекс занятий, предназначенных для подготовки детей к школе. Их отличие заключается в том, что занятия проходят в двигательном режиме. Цель: развивать познавательные процессы, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи:
мыслить и устанавливать причинно-следственные связи, воображение, мелкую и крупную моторику;
оценивать ее. Структура занятия
Коммуникативные игры помогают в развитии доброжелательности, понимания собеседника, взаимной терпимости, уступчивости, умения работать в группе. Очень важно, чтобы в учебной деятельности, ребенок умел самостоятельно справляться с психомышечным напряжением. С целью обучения приемам саморасслабления на занятии используется комплекс игровых упражнений по Джекобсону. Дети с удовольствием выполняют упражнения на напряжение и расслабление мышц. Рефлексия помогает детям научиться анализировать свою деятельность, выражать свое отношение к происходящему. Комплекс предназначен для педагогов детских садов. В работе можно использовать полностью весь комплекс занятий или отдельные игры, в зависимости от запроса. Предлагаем вам комплексы коррекционно-развивающих занятий. Занятие 1 Приветствие «Доброе животное» Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихо говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце». Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Упражнение «Замок» (на развитие мелкой моторики) На двери висит замок. (Дети соединяют пальцы обеих рук в замок.) Кто открыть его бы мог? (Пальцы сцепляют в замок, руки тянут в разные стороны.) Постучали, (Не расцепляя пальцы, стучат ладонями друг о друга.) Покрутили, (Движения сцепленными пальцами от себя к себе.) Потянули (Пальцы сцеплены. Руки тянут в разные стороны.) И открыли. (Расцепляют пальцы.) Игра «Фрукты» Задачи:
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч, должен назвать слово, обозначающее какой – то фрукт, и бросить мяч обратно. Игра продолжается до тех пор. Пока все известные детям фрукты не будут названы. Игра «Запомни свою позу» Задача: развивать память. Дети стоят в кругу или врассыпную. Каждый ребенок должен встать в какую – нибудь позу и запомнить ее. Под музыку дети разбегаются, а с ее окончанием должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Игра «Собери цветок» Задача: развивать мышление. Оборудование: карточки с предметными картинками. Каждому ребенку выдается карточка – середина будущего цветка. Затем игра проводиться так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию. Игра «Газета» Задача: развивать коммуникативные навыки. На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети опять должны поместиться на ней. Газета складывается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.) Мышечная релаксация по Джекобсону Задача: снимать психомышечное напряжение. Упражнение «Сосулька» Сжать максимально кисти рук на вдохе (как будто сильно-сильно сжимаете сосульку), на выдохе разжать (ощущение тепла). Упражнение «Бабочка» Свести лопатки на вдохе (бабочка сложила крылья), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылья). Упражнение «Черепаха» Плечи поднять к ушам на вдохе (прячем голову, как черепаха в панцирь), на выдохе плечи отпустить и расслабиться (черепаха высунула голову из панциря). Упражнение «Пяточки» Носки ног максимально потянуть к коленям (покажите пяточки), на выдохе опустить. Упражнение «Носочки» Пятки потянуть к икроножным мышцам на вдохе (вытянуть носки), на выдохе расслабить ноги и опустить. Рефлексия Дети встают в круг. Педагог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего. Ребенок отвечает. Занятие 2 Приветствие «Пожелание» Дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Саша, я очень рада видеть тебя на нашем занятии». Затем ребенок передает мяч рядом стоящему и говорит свое приветствие. Упражнение на развитие мелкой моторики (см. занятие №1) Игра «Фрукты» Задача: развивать слуховую память. Дети садятся в круг. Педагог называет какой – нибудь фрукт и передает мяч первому ребенку. Тот сначала повторяет название фрукта, который назвал педагог, затем называет свой фрукт и передает мяч следующему ребенку. Игра «Слушай хлопок» Задача: развивать внимание. Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны), на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения 5 минут. Игра «На что это похоже?» Задача: развивать мышление. Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки соответствующих форм. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и собирает изображение предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг (пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко); прямоугольник (чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно); треугольник (крыша дома, сложенная из газеты шапка,, воронка, елка, египетская пирамида); овал (огурец, слива, яйцо, рыба, лист). Упражнение «Путники» Задача: развивать коммуникативные навыки. Дети садятся на пол парами. Поворачиваются друг к другу спиной. Один ребенок – камень. Он сгибает ноги, подтягивает их к груди и напрягает все тело. Другой облокачивается на камень и отдыхает, ноги вытянуты, руки опущены, спина расслаблена. По команде дети меняются местами, смена происходит несколько раз. Мышечная релаксация по Джекобсону (см. занятие №1) Рефлексия (см занятие №1) Занятие 3 Приветствие «Доброе животное» (см. занятие №1) Упражнение на развитие мелкой моторики (см. занятие №1) Игра – разминка «Овощи» Задача: развивать произвольное внимание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч, должен назвать слово, обозначающее какой – либо овощ, и бросить мяч обратно. Далее взрослый бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям овощи не будут названы. Игра «Слушай и исполняй» Задача: развивать память и внимание. Ведущий один два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. Игра «Логические концовки» Задача: развивать мышление. Лимоны кислые, а сахар… (сладкий). Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками). Если стол выше стула, то стул… (ниже стола). Если два больше одного, то один … (меньше двух). Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки). Если правая рука справа, то левая … (слева). Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами) Нож и кусок стекла — оба … (острые). Коммуникация «Ток» Задача: развивать коммуникативные навыки. Дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток»: по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа. Занятие 4 Приветствие «Доброе животное» (см. занятие №1) Упражнение «Белка» (на развитие мелкой моторики) Сидит белка на тележке, (Дети хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга). Мишке толстопятому, Игра «Дикие животные» Задача: развивать произвольное внимание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч первому ребенку, который, поймав его, должен назвать какое – либо дикое животное и бросить мяч обратно. Далее педагог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям дикие животные не будут названы. Игра «Запомни порядок!» Задача: развивать память. Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий,. посмотрев надетей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становиться другой. Последовательные картинки Задача: развивать мышление. Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки и перемешиваются. Дети должны разложить их в нужной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ. Игра «Ура победителю!» Задача: развивать коммуникативные навыки. Стулья расставлены по кругу спинками внутрь. Их на один меньше, чем участников игры. Дети бегают вокруг стульев, пока ведущий не хлопнет в ладоши. На сигнал успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Он залезает на стул, а все дети кричат: «Ура победителю!» Мышечная релаксация по Джекобсону (см. занятие №1) Рефлексия (см занятие №1)
|