Развитие внимания старших дошкольников как залог успешной подготовки к школе |
Скоро в школу | |||
Автор: Реутова Элеонора Сергеевна | |||
26.02.2024 20:09 | |||
Развитие внимания старших дошкольников как залог успешной подготовки к школе Внимание является важным познавательным процессом, позволяющим ребенку приобрести знания об окружающем мире. Оно влияет на успешность будущего образования старших дошкольников. Многие педагоги и психологи (Н. К. Абраменко, Л. И. Божович, К.А. Климова и др.) отмечают трудности испытываемые детьми, вступившими на новый уровень образования в роли учеников. Некоторые дети характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер. Вследствие этого актуально становится развитие свойств внимания при подготовке к школе во время обучения и воспитания ребенка в детском саду. Успешность выполнения деятельности ребенком зависит от многих факторов, один из них умение сосредоточиться. Так, чем старше ребенок становится, тем устойчивее его внимание. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенная смена непроизвольного внимания на произвольное. Другими словами, ребенок может быть сосредоточен даже, если утратил интерес. Это новое качество, крайне важно для успешного обучения в школе.
Внимание — это залог успешной учебы, поэтому для совершенствования этой психологической функции стоит обязательно выделять время, иначе ребенку в школе будет сложно осваивать программу, требующую длительной сосредоточенности и высокой концентрации. Тренировка произвольного внимания должна быть построена по принципу «от простого к сложному» и проводиться регулярно. Используя в работе дидактические настольно-печатные игры, головоломки, ребусы и другие пособия, требующие для решения сосредоточения, педагог способствует развитию внимания. Стоит заметить, воспитатель, хорошо знающий возможности детей, может предлагать такие игры детям с недостаточно сформированным вниманием. Важно отметить, что основными принципами развития объема внимания в настольно-печатных играх могут быть: принцип постепенного увеличения количества одновременно воспринимаемых объектов, организация настольно-печатных игр в парах и микро группах, использование соревновательных элементов. Принципами устойчивости внимания при использовании настольно-печатных игр выступают: повышение сложности игрового действия, и принцип постепенного наращивания времени продолжительности игры. Например, игра «Домино» способствует концентрации внимания, так как ребенку приходится одновременно следить за игровыми действиями участников и за имеющимися у него картинками. Дидактическая игра «Рассмотри и выложи» закрепляет знания детей о временах года, воспитывает внимание, любознательность, терпение. В ходе игры дети пытаются проводить элементарный сравнительный анализ, выявляют сходство и отличие. Дидактическая игра «Когда это бывает?» закрепляет знания детей о частях суток, воспитывает внимание. Дети соотносят предметные картинки с текстом стихотворения. Дидактическая игра «Что напутал Незнайка?» расширяет кругозор детей, их познания об окружающем мире, развивает логику и мышление, учит находить соответствия. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти в них ошибки. Дидактическая игра «Развивающее лото» развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а так же умение определить логическую цепочку. В ходе игры дети тренируют мелкую моторику рук и координацию движения. Дидактическая игра «Хитрые предметы» направлена на развитие внимания и усидчивости. Игра развивает внимание, путем логических вычислений дети находят предметы схожей формы. Дидактическая игра «Цифры» тренирует произвольное внимание. Дети в занимательной игровой форме учатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке. Игра «Шахматы» способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, формирует умение концентрировать внимание на решении задач, воспитывает целеустремленность, терпение и характер. Развитие произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо» и хорошо, когда детское «надо» становится осознанным, а не навязанным, поэтому развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игры и занимательных упражнений.
|