Семь компонентов психологической готовности детей к школе |
Скоро в школу | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Сетракова Людмила Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.08.2023 17:54 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семь компонентов психологической готовности детей к школе Слайд 3 Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Термин «психологическая готовность к школьному обучению» ( «готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Слайд 4 Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает семь компонентов. Их разделение условное, так как они все взаимосвязаны. Физическая готовность – необходимый уровень зрелости и работоспособности детского организма. Эмоционально-личностная – умение регулировать свое состояние в ситуациях, которые связаны с эмоциональным напряжением. Социально-психологическая – наличие у ребенка качеств и умений, которые необходимы в ситуациях школьного обучения. Волевая готовность означает произвольность поведения и способность действовать согласно требованиям. Интеллектуальная готовность – соответствие уровня познавательного развития возрастной норме, кругозор. Речевая готовность – сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической и грамматически правильной речи. Слайд 5 1. Показатели физической готовности 1. 1.Масса тела ребенка – не менее 23 кг. 1. 2.Пропорции тела указывают на то, что ребенок прошел «полуростовой скачок роста» и может длительно работать в ровном темпе. Проверяется с помощью филиппинского теста школьной зрелости. Попросите ребенка левой рукой дотронуться до правого уха, проведя руку над головой. Рука должна дотронуться до уха. 1. 3.У ребенка сменилось минимум два молочных зуба на постоянные (ребенок прошел стадию «детеныша»). Слайд 6 1. 4.Наличие фазы полета при беге (безопорное положение тела, обе ноги отрываются от пола) и способность к прыжку и броску (показатели нормального развития крупной моторики, согласованности в работе разных групп мышц). 1. 5. Ребенок способен выполнять задания в течение не менее чем 15 минут (усидчивость, чувство времени приближено к чувству времени у взрослого (показатель нормального функционирования обменных процессов). Слайд 7 2. Показатели эмоционально- личностной готовности Ребенок эмоционально устойчив. - Сохраняет цель при столкновении с трудностями, может самостоятельно с ними справиться и не боится их. - Умеет адекватно реагировать на оценку взрослого, конфликт, обиду. - Способен понимать состояние другого человека и сопереживать. Слайд 8 3. Показатели социально-психологической готовности - Ребенок демонстрирует потребность в общении, вступает в контакты с ровесниками и взрослыми и поддерживает их. - Умеет слушать, спрашивать, соглашаться и отказываться, остерегаться (чужих взрослых, физической расправы, чрезвычайных ситуаций и т. п., сотрудничать. - Может высказать мнение, показать умение, выступить (у ребенка сформированы навыки коммуникативной инициативы, самопрезентации). - Ребенок может подчинять свое поведение нормам детской группы, класса. - Способен приемлемыми способами отстаивать свои границы (может не согласиться, возразить, отказаться, запретить что-то делать с собой). - Имеет опыт самостоятельного решения проблем. - Проявляет желание частично сепарироваться от родителей, иметь свои дела и секреты. Слайд 9 4. Показатели волевой готовности - Ребенок умеет сосредотачиваться на неинтересном деле. - Способен выполнять задания, которые требуют усидчивости, длительного напряжения. - Способен выполнить действие или задание по образцу - Терпеливый, может отложить приятное ради нужного. - Соблюдает установленные дома и в детском саду правила. - Любит и инициирует игры с правилами и ролями. Слайд 10 5. Показатели мотивационной готовности Ребенок проявляет интерес к школе, положительно относится к ней, учителям, самому себе как будущему ученику. Воспринимает учение как серьезную деятельность. Хочет освоить роль школьника, ходить в школу, иметь школьные принадлежности, новые обязанности, друзей, получать оценки. Демонстрирует желание обсуждать со взрос-лым более сложные вопросы, чем быт или игра. Принимает школьные требования, осознает их обязательность. Испытывает потребность в новых знаниях, стремится их совершенствовать. Слайд 11 6. Показатели интеллектуальной готовности Аналитическое мышление: ребенок умеет сравнивать, обобщать, находить сходства и отличия, делать выводы, определять причинно-следственные связи, выделять существенные признаки. Логическое запоминание: ребенок запоминает материал на основе понимания. Можно проверить с помощью методики «Воспроизведение рассказов» Л. И. Славиной: ребенок слушает текст и воспроизводит его основной смысл самостоятельно или в ответ на вопросы взрослого. Достаточный объем механической памяти: ребенок запоминает и сразу может воспроизвести не менее 5 из перечисленных ему 10 существительных. Слайд 12 Видео: я говорю перед воспроизведением Объем механической памяти можно проверить с помощью методики Александра Романовича Лурия «Заучивания 10 слов». Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Предлагаю посмотреть короткое видео. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Слайд 13 Достаточный уровень внимания.Можно проверить заданиями типа «Найди отличия» и «Нелепица». Готовый к школе ребенок находит все отличия или нелепицы. Перцептивная зрелость(дифференцированное восприятие). Можно проверить тестом «Наложенные фигуры»: ребенок определяет все предметы, которые изображены на рисунке. Достаточная осведомленность о себе и мире: знает свои Ф. И. О., возраст, дату рождения, адрес; имена и род занятий родителей; времена года, месяцы, дни недели, время суток; цвета, формы; различает право и лево, верх и низ; владеет бытовыми понятиями, основными нормами этикета; знает главные ПДД. Примечание.Эти признаки для родителей и воспитателей. Оценку уровня развития мышления ребенка может провести только психолог. Слайд 14 Видео о себе Слайд 15 7. Показатели речевой готовности Ребенок правильно произносит все звуки. Умеет различать звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие-шипящие звуки (крыса – крыша, крот – грот, бочка – почка). Умеет определять первый и последний звук в слове и есть ли заданный звук в слове. Верно согласовывает слова в высказывании, может изменять слово по числу, роду (желтый – желтые – желтая) ,правильно употребляет предлоги. Имеет словарный запас – не менее 3500 слов. Можно определить по умению обобщать группы предметов (мебель, посуда, животные, инструменты и проч., называть времена года, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, не менее 10 диких и домашних зверей и птиц, детенышей животных (индюшонок, жеребенок, поросенок, теленок). Владеет связной речью. Можно проверить через диалог с ребенком на свободную тему: может ли он последовательно и точно высказаться, довести фразу до конца, может ли составить рассказ по картинке. Знает речевой этикет (обращается к взрослому на «вы», соблюдает нормы приветствия и прощания, может дослушать, ответить). Слайд 16 Психологическая подготовка детей к школе – дело сложное и ответственное, и эффективность его определяется системным и комплексным развитием эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер ребёнка, а также поддержкой и помощью родителей и педагогов.
|