Проект: «Скоро школу!» |
Скоро в школу | ||||||||||||||||||
Автор: Игнатьева Анастасия Николаевна | ||||||||||||||||||
30.07.2022 17:03 | ||||||||||||||||||
Проект: «Скоро школу!» «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.» Л. А. Венгер Актуальность: Среднесрочный проект «Психологическая готовность ребенка к школе» разработан в рамках реализации основного годового направления, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога. Ребенок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив во многом зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Возраст детей 6-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка: идет интенсивное развитие и совершенсвование опорно-двигательной (осанка) и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы (увеличивается головной мозг). Хорошо развита двигательная сфера (занятия в кружках). Завершается долгий и сложный процесс овладения речью, в высказываниях отражается более богатый словарный запас (до 7000слов). Самооценка несколько завышена, это нормально, идет осознание своего социального «Я» – ребенок осознает себя и свое положение, которое он занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Начинают преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу» и «я смогу» (кризис 7 лет). В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. С этим понятием знакомы родители, и даже сами дети. Что такое психологическая готовность к школьному обучению? Это совокупность мотивационной, социальной, личностной и интеллектуальной, физической готовность.
школьника, отношение к школе, понимает социальную значимость учения.
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
3)Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; 4) Развитие пространственных представлений; 5) Проявление самостоятельности и инициативности. 6) Сформированность коммуникативных качеств. Линии развития: познавательное и личностное развитие. Возраст: 6-7 лет. Состав группы: дети подготовительной группы По форме: практико-ориентированный. По предметной области: психологический. По количеству: групповой. Цель и задачи реализации Проекта Цель: — всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлении об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств. Задачи:
Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь-декабрь)
Основной этап (январь-май)
Заключительный этап (май)
Перечень используемых методических пособий.
Цикл развивающих занятий с детьми подготовительной группы «Скоро в школу». Пояснительная записка Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем в обучении. Традиционно выделяют несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых рассматривается в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что в связи с введение новых образовательных стандартов в качестве показателей школьной зрелости выделяют самостоятельность, инициативность и ответственность. Поэтому, в системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей активность, самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 12 занятий. Цель: развитие познавательных процессов и формирование уверенности, самостоятельности и инициативности ,т.е. формирование готовности к школьному обучению. Задачи: -Развивать психические функции как: непроизвольное внимание, мышление, память, общую осведомленность об окружающем, речь, воображение, восприятие детьми задания на слух. -Способствовать развитию коммуникативных навыков. -Формировать самостоятельность, инициативность, уверенность, ответственность. Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной группы, состоит из 12 занятий, которые начинаются в марте, заканчиваются в мае. Продолжительность занятия 25-30 мин, проводятся один раз в неделю. Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия строятся на понятном детям материале. Структура занятий:
Ожидаемый результат: 1. Развитие коммуникативных способностей; 2.Развитие произвольного внимания; 3.Развитие зрительной, слухоречевой памяти; 4. Формирование способности проявлять самостоятельность и инициативу. 5. Развитие активизации воображения; 6. Развитие способности логически мыслить 7. Формирование уверенности и ответственности.
|