Кружок «Читалочка» по познавательному развитию |
Скоро в школу | |||
Автор: Кушакова Антонида Михайловна | |||
06.08.2021 16:18 | |||
Кружок «Читалочка» по познавательному развитию Воспитатель: Кушакова А.М. МДОУ Красногорский детский сад «Солнышко» Актуальность: Проблема подготовки ребенка к школе, и ее понимание постоянно выявляется и решается. Например, если акцент делается на формирование у дошкольников знаний и умений, что сейчас будет приоритетом и какие условия будут созданы для обеспечения эффективного развития качеств школьной зрелости у ребенка. Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Поэтому подготовка детей к дошкольному обучению имеет первостепенное значение, и тогда один из них — это неполный комплекс, так что у первоклассников не так много проблем.
Исследования лингвистов, психологов и учителей показали, что самый продуктивный год с точки зрения «языковой одаренности» — это пятый год в жизни ребенка. В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой структуры, разграничения гласных, твердых и мягких согласных. Они получают знания о слоговой структуре слов, о словесном ударении. В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, осваивают слоговые методы и методы непрерывного чтения. Новизна. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков в области развития речи, необходимый для подготовки к школе. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка. На основе вышесказанного был организован кружок "Читалочка" В основу программы положены методическое пособие Журовой Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду». Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Н.С. Жуковой. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесение различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Цель программы «Обучение детей чтению» Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 4–7 лет Программа «Обучение детей чтению» реализуется в течение трех лет. Программа разработана с учетом основных принципов:
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
Сроки реализации программы. Данная программа рассчитана на 3 года обучения детей 4– 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе. Формы и режим занятий. Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей: – 1 раз в неделю по 20 минут в средней, 25 в старшей и 30 в подготовительной группах. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг. Методы реализации программы: Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, сказка о букве, беседа). Наглядный (наблюдение, рассматривание). Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»). Материально-техническое обеспечение кружка «Читалочка». Методическая литература: Для педагога:
Для детей: Е.В. Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. / М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
|