«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями» |
Скоро в школу | |||||||||
Автор: Попаз Светлана Федоровна | |||||||||
10.09.2019 17:32 | |||||||||
«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями» Тема: «Чем определяется содержание образования ребенка с ОВЗ.» Выполнил: Попаз Светлана Федоровна воспитатель МАДОУ№8 Планета детства» г.Реутов. Оглавление 1. Принципы дошкольного инклюзивного образования 1. 1 Принцип индивидуального подхода 1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности 1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс 1. 4 Принцип междисциплинарного подхода 1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания
1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей
1. Процесс инклюзивного образования основан на семи принципах. 1. 1 Принцип индивидуального подхода. Выбирать формы, методы, средства обучения и воспитания надо с учетом образовательных потребностей детей. Индивидуальный подход – это не только внешнее внимание к нуждам конкретного ребенка. Это еще и право ребенка самостоятельно проявить индивидуальность. 1. 2 Принцип поддержки детской самостоятельности. Важно обеспечить детям условия для самостоятельной активности. Зачастую взрослые уверены, что ребенок с ОВЗ не способен действовать самостоятельно, и делают все за него. В такой ситуации у ребенка формируется «выученная беспомощность» (выученная беспомощность – это феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, а сам при этом остается пассивным). То же может произойти с родителями ребенка с ОВЗ. Они могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, при этом забывают про собственные возможности. 1. 3 Принцип всеобщего включения в образовательный процесс. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность. Например, в совместные мероприятия, семинары, праздники. Цель – сделать так, чтобы участники образовательного процесса понимали друг друга, относились друг к другу терпимо. 1. 4 Принцип междисциплинарного подхода. Индивидуальные характеристики детей разнообразны. Чтобы подобрать подходящие методы и приемы обучения и воспитания, нужен комплексный, междисциплинарный подход. В группе с детьми работают воспитатель, старший воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог. Они регулярно проводят диагностику детей и составляют образовательный план действий. Этот план направлен как на конкретного ребенка, так и на группу в целом. 1. 5 Принцип вариативности в организации обучения и воспитания. Чтобы включить в инклюзивную группу детей с разными особенностями, нужна вариативная развивающая среда. Вариативная развивающая среда – это развивающие и дидактические пособия, средства обучения, безбарьерная среда, методическая база для обучения и воспитания детей. Кроме того, это способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и по специальной педагогике. 1. 6 Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, если их поддерживают семьи. Задача педагога – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка. Внимательно относитесь к запросам родителей, научитесь договариваться о совместной поддержке ребенка. 1. 7 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может меняться. К примеру, включать в себя новые структурные подразделения, принимать новых специалистов, использовать современные развивающие методы и средства. Из чего состоят специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и как их создать. 2. Из чего состоят специальные образовательные условия Создание для ребенка с ОВЗ специальных условий в ДОО включает в себя восемь шагов: Шаг 1. Ребенок поступает в ДОО. Для этого родители подают в ДОО документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка и т. д. Шаг 2. Педагоги проводят диагностику ребенка, выявляют риски. Подтвердить данные педагогической диагностики должны специалисты психолого-педагогического консилиума ДОО (далее – ППк). Шаг 3. ППк проводит первичную диагностику состояния ребенка и составляет заключение. В заключении специалисты отражают рекомендации по индивидуальному сопровождению ребенка. Первичная диагностика проходит в присутствии родителей или с их разрешения. Шаг 4. Специалисты ППк просвещают и консультируют родителей ребенка. Цель – мотивировать родителей, чтобы они обследовали ребенка в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Шаг 5. Специалисты ППк готовят пакет документов на дошкольника для ПМПК. В него входят характеристики, заключение ППк, результаты деятельности ребенка и т. д. Шаг 6. Родители обращаются в территориальную ПМПК для комплексной диагностики. Специалисты ПМПК рекомендуют для ребенка специальные образовательные условия. С учетом этих рекомендаций ДОО создаст особые условия обучения, адаптирует образовательную программу, составит индивидуальный учебный план и т. д. Шаг 7. Родители передают заключение ПМПК администрации ДОО или координатору по инклюзии. В заключении прописаны специальные условия, которые ДОО должна создать ребенку. Шаг 8. Координатор по инклюзии или администрация ДОО реализуют особые условия обучения. Цель – включить ребенка в образовательную и социальную среду. Для этого привлекают специалистов ППк, педагогов, родителей, проверяют внутренние ресурсы ДОО. Если возможно, заключают договор сетевого взаимодействия с другими ОО, чтобы сопровождать ребенка с ОВЗ. 3. Что входит в понятие «специальные образовательные условия» Обычно специальные условия включают в себя:
Как ДОО сопровождает особого ребенка В зависимости от особенностей развития, рекомендаций ПМПК, ресурсов ДОО возможны два варианта сопровождения ребенка (см. таблицу). Сопровождение ребенка с ОВЗ
Список литературы 1. Материал из Справочной системы «Образование» vip. 1obraz. ru 2. http: //www. resobr. ru/deti-s-ovz-v-dou 3. Инклюзивное образование. [Текст]: методическое пособие / под. ред. М.С. Староверовой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 167 с 4. Инклюзивное образование. Тема номера. Особый ребенок в детском саду. -//Управление ДОУ, 2010, №6
|