Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Важность взаимодействия ДОО и начальной школы»
Скоро в школу
Автор: Дубинина Ольга Анатольевна   
01.07.2019 23:02

«Важность взаимодействия ДОО и начальной школы»«Важность взаимодействия ДОО и начальной школы»

Старший воспитатель ГБОУ Школа №97 ДО№ 3 Дубинина Ольга Анатольевна

Проблема преемственности – одна из многих актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса и дошкольной педагогики. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в начальную школу не является новым, каждый год этот вопрос на качественно ином уровне. Так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, а также выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными технологиями, нетрадиционные технологии подготовки учащихся и воспитанников ДОО.

С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся ещё более значимыми.

 

Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребёнка не только социально-психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период для детей, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Перед дошкольным образовательным учреждением встаёт вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребёнок получил хорошую подготовку в ДОО, хорошее качество обучения в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в дальнейшей жизни. В настоящее время в работе по преемственности педагоги, воспитатели и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, на проявление способности ученика избирательно относится к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагогов – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общении с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Преемственность с точки зрения дошкольной образовательной организации — это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность с позиции школы — это опора на те, знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, а то, что ребёнок прошел, осмысливается на более высоком уровне. Дошкольная ступень — сохраняет ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы — подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Соблюдение правил преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогических воздействий в воспитании. Недостаточное внимание к принципам преемственности в обучении и воспитании отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Задачей педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимися, не нарушающая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Также необходима работа с родителями, которая оказывает неоспоримую помощь в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить детей к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности дошкольной образовательной организации и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт.

И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителям.

Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:

выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и будущей школы; согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга; найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке-будущем первокласснике все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Одним из ключевых направлений взаимосвязной деятельности должно стать налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребёнка их ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникло. ДОО и начальная школа должны составит единый план, включающий в себя деятельность, в рамках двух направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой. Преемственность в работе -это работа педагогов, родителей и детей.

Литература

  1. Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б Проблема готовности к школьному обучению. -М.: Просвещение, 1993. -173с.
  2. Ганелин Ш.И. Кудрявцева В.Т. Развивающие образование: теоретические основания преемственности дошкольной начальной школьной ступени//Вопр.психол.1997. №1. С. З—18
  3. Должникова Р.А., Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. М.: Школьная пресса, 2008. 0126с
  4. Кобазева Ю.А. Психологическая готовность к школе: учеб. пособие для студ. учреждений высш.образования/Ю. А. Кобазева. -М.: Издательский центр «Академия», 2014. -176с.
  5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/ Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубарева, Л.А. Ермакова, Е.А Кулакова; Под ред. Е. П. Арнаутовой. -М.: ТЦ Сфера, 2006. -128с.
  6. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотечка руководителя детского образовательного учреждения/Составители Г.К. Широкова, Л.А. Парамонова, Т.К. Воробьёва. (Под общей редакцией Г.К.Широковой).-М.: Арсенал-М, 1998. -96с.
  7. Преемственность. Дошкольное образовательное учреждение-начальная школа: сб. метод. Материалов/Департамент образования г. Москвы, Центр. окр. упр., Окр. метод. центр; (ред. -сост. И,А. Моисеев). -М.: Новый учебник, 2008. -144с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год