«Важность взаимодействия ДОО и начальной школы» |
Скоро в школу | |||
Автор: Дубинина Ольга Анатольевна | |||
01.07.2019 23:02 | |||
«Важность взаимодействия ДОО и начальной школы» Старший воспитатель ГБОУ Школа №97 ДО№ 3 Дубинина Ольга Анатольевна Проблема преемственности – одна из многих актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса и дошкольной педагогики. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в начальную школу не является новым, каждый год этот вопрос на качественно ином уровне. Так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, а также выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными технологиями, нетрадиционные технологии подготовки учащихся и воспитанников ДОО. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся ещё более значимыми.
Обучение в начальной школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребёнка не только социально-психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка. Всё подчиняется школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период для детей, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Перед дошкольным образовательным учреждением встаёт вопрос, как организовать свою работу так, чтобы ребёнок получил хорошую подготовку в ДОО, хорошее качество обучения в начальных классах и сохранил свои способности хорошо учиться в дальнейшей жизни. В настоящее время в работе по преемственности педагоги, воспитатели и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, на проявление способности ученика избирательно относится к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества. Следовательно, задача педагогов – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общении с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Преемственность с точки зрения дошкольной образовательной организации — это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы — это опора на те, знания, навыки и умения, которые уже имеются у ребёнка, а то, что ребёнок прошел, осмысливается на более высоком уровне. Дошкольная ступень — сохраняет ценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства». Начальная ступень школы — подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления. Соблюдение правил преемственности в обучении, воспитании и развитии ребёнка принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогических воздействий в воспитании. Недостаточное внимание к принципам преемственности в обучении и воспитании отрицательно влияет как на качество знаний и выработку умений, так и на коммуникативные и общественно значимые стороны личности ученика. Задачей педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Несоблюдение правила преемственности и индивидуального подхода при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика. Поэтому необходима индивидуальная работа с учащимися, не нарушающая принципы сотрудничества, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. Также необходима работа с родителями, которая оказывает неоспоримую помощь в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить детей к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности дошкольной образовательной организации и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителям. Известно, что важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы. Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно: выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и будущей школы; согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга; найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке-будущем первокласснике все заинтересованные участники преемственной цепочки. Одним из ключевых направлений взаимосвязной деятельности должно стать налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребёнка их ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникло. ДОО и начальная школа должны составит единый план, включающий в себя деятельность, в рамках двух направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой. Преемственность в работе -это работа педагогов, родителей и детей. Литература
|