Психологический портрет личности дошкольника перед школой. |
Скоро в школу | |||
Автор: Щербатая Елена Сергеевна | |||
13.05.2019 21:43 | |||
Психологический портрет личности дошкольника перед школой. Автор: Щербатая Елена Сергеевна Современный мир сверхбыстрый и насыщенный темп жизни заставляет наших детей быстрее обучаться. Однако мышление ребенка не зависит от темпа жизни, оно развивается по своим законам. Современное образование старается учитывать и особенности мышления детей, и темп жизни, предъявляя требования к написанию программ обучения и воспитания в детском саду. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу. Слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
В программах детских садов все требования, указанные в ФГОС, учитываются в итоговых результатах. К примеру, программа обучения и воспитания в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой полностью соответствует требованиям ФГОС. Помимо выше названных качеств для дальнейшей успешной учебной деятельности и освоения школьной программы у дошкольника в достаточной мере должно быть развито трудолюбие. Ребенок с высоким уровнем развития трудолюбия:
Высокий уровень трудолюбия способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др. Из-за низкого уровня трудолюбия у дошкольников эти качества не могут развиться в полной мере. Что зачастую приводит к проблемам. Заметим, что результаты освоения дошкольником программы детского сада и требования к поступающим в первый класс практически не связаны. Если в результатах упор делается на качества личности, то в требованиях говорится лишь о необходимых умениях и навыках. Это можно проследить в статье, опубликованной в журнале «Завуч начальной школы», №1, 2010г.: «Психолого- педагогические требования к ребенку, поступающими в первый класс, включают следующие знания из разделов: Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях:
Математические представления:
Речь: умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки, рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать; умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение- на слова; Внимание, память, мышление: все интеллектуальные функции должны достичь определенного уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать, сосредоточившись на задании; Мелкая моторика: ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры». Необходимо понимать, что знания, умения и навыки без определенных качеств личности останутся нереализованными. Если же у ребенка будут развиты любознательность, активность, трудолюбие и другие необходимые качества личности, то он сможет не только получать знания от других людей, но и добывать их самостоятельно, заниматься саморазвитием и самообучением, сумеет определиться с интересами быстрее и полнее, нежели его сверстники, у которых данные качества личности не развиты. Таким образом, одной из серьезных проблем образования является несоответствие требований к выпускнику детского сада и будущему первокласснику. А значит, главной задачей на сегодняшний день является написание программ для детского сада и начальных классов школы, соответствующих друг другу. Список использованной литературы:
|