Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО |
Скоро в школу | |||
Автор: Балушкина Наталья Александровна | |||
31.07.2018 09:28 | |||
Формирование мотивационной готовности к школе детей с ЗПР как одно из направлений деятельности учителя-дефектолога ДОО Дети с задержкой психического развития в значительной степени отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. В силу присущих им особенностей, дети с ЗПР оказываются неготовыми к обучению в школе. Без специальной помощи со стороны специалистов ДОО и семьи полноценная мотивация к учению у них сформироваться не может. В связи с этим, отмечает Е.Ю. Вахрина, возникает необходимость оказывать им специфическую и многогранную помощь. Чем раньше ребенок получает такую помощь, тем эффективнее будет ее результат. Помощь в условиях инклюзивного образования в современных ДОО, детям, имеющим диагноз ЗПР оказывает учитель-дефектолог. Учитель-дефектолог – педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Его основная деятельность связана с созданием условий для максимально возможного развития и адаптации детей в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других видах деятельности.
Такая помощь может выражаться в проведении коррекционных занятий, в организации педагогической поддержки и сопровождения. В последние годы, специалисты дошкольных образовательных учреждений всё чаще обращаются к организации сопровождения детей, имеющих отклонения от нормы развития. Сопровождение детей с ЗПР учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях: 1. Диагностическое: Цель – определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи; б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов; в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов; г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи); д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей; е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекционного курса и определяет результативность и эффективность коррекционной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей. На каждого ребёнка, нуждающегося в сопровождении учителя-дефектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального план сопровождения. Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы. 2. Коррекционное: Цель – определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении. Задачи:
Данное направление предполагает: а) изучение заключений и рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии с целью составления индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении; б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации; в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы. 3. Консультативно-просветительское Цель – обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и воспитательно-образовательного процесса. Данное направление деятельности предполагает проведение консультаций для родителей и воспитателей ДОО. 4. Аналитическое Цель – проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие детей и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов Данное направление предполагает: а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ЗПР; б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса; в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу; г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения. Рассматривая особенности работы учителя-дефектолога по формированию мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школе, можно отметить, что на сегодняшний день в разработаны и активно реализуются в практике работы учителей-дефектологов самые различные методики выявления уровня сформированности мотивации к школьному обучению, в качестве примера можно привести следующие методики: «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, «Изучение мотивов учения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Л.А. Венгера и т.д.. Второй этап – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программе разработанной на основе результатов диагностики. Одним путей формирования интеллектуальной и мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе является организация и проведение занятий в рамках коррекционно-развивающих программ. При этом занятия могут проводиться как в форме бесед, практических занятий, занятий с элементами игры, тренинга, экспериментирования и т.д. Темы также могут быть различными. А. Н. Митина и Т. В. Волокитина в своих исследованиях особое внимание уделяют консультационному направлению деятельности учителя-дефектолога. Авторы считают, что психолого-педагогическое сопровождение родителей и семьи ребенка с отклонениями в развитии – это особенная проблема. Без участия родителей сложно добиться каких-либо ощутимых результатов. Они выступают и тьюторами, и лицами, сопровождающими своего ребенка. Необходимо сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, опираясь на их опыт успешного сотрудничества и эффективной мотивации. Последний этап – аналитический, позволяет отследить результативность проведённой работы и внести корректировки в программу, для того, чтобы увеличить степень её результативности. Традиционно на данном этапе специалисты проводят повторную диагностику уровня сформированности различных компонентов готовности к школе, в частности интеллектуальной и мотивационной. Повторное обследование позволяет сопоставить данные с исходными и тем самым определить результативность проведённых коррекционных занятий. Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследования дошкольников с ЗПР свидетельствует о том, что при поступлении в школу эти дети имеют ряд специфических особенностей. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков, знаний, не сформированы в полном объёме основные мотивы, побуждающие ребёнка получать новые знания. Именно поэтому очень важно чтобы в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми работал учитель-дефектолог. На сегодняшний день в практике работы учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций используются самые различные формы коррекционного воздействия на детей, которое может быть осуществлено как в форме сопровождения, так и в виде поддержки старших дошкольников в зависимости от сложности отклонения. Такое воздействие позволяет целенаправленно и комплексно решать поставленные специалистом задачи, например, в рамках организации сопровождения старших дошкольников с ЗПР можно добиваться видимых результатов в области формирования у них мотивационной готовности к обучению в школе.
|