Психологическая готовность к школе и ее компоненты |
Скоро в школу | |||
Автор: Тархова Татьяна Михайловна | |||
08.10.2021 22:28 | |||
Психологическая готовность к школе и ее компоненты Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе Л.А. Венгер, С.Д. Цукерман, Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д. Забрамная. Исследования Н.Г. Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении. «Школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Мотивационная готовность к школе имеет большое значение для нормального вхождения ребенка в учебную деятельность. Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
Значит, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга. Эмоциональная зрелость предполагает:
О социальной зрелости свидетельствуют:
Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Эта концепция позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как главная предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований утверждают, что для успешного освоения школьной программы имеет большое значение не совокупность имеющихся у дошкольника знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и воспринимается как психологические предпосылки к обучению в школе. В таком случае считаем целесообразным последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе», чтобы отделить его от предыдущего. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальном развитие и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками». Социальные мотивы обучения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими сверстниками и взрослыми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений». Поступление ребенка в школу значительно изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. У дошкольника, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с людьми, вошедшими в круг его общения, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него созрела потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, приближающую его к миру взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не в силах удовлетворить дома. Соединение этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Данному новообразованию она придавала очень огромное значение, утверждая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) умение ребенка соединять мотивы своего поведения и деятельности. Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Такие же взгляды разделял А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.». Произвольное поведение формируется в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку перейти на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенок не всегда способен. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь начинает формироваться. Именно исходя из этого игру можно считать школой произвольного поведения». Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
Композиция учебно-важных качеств, присутствующих у будущего школьника к началу обучения, называется «стартовая готовность». В процессе обучения под воздействием учебной деятельности в стартовой готовности происходят огромные изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к обучению в школе, от которая в свою очередь влияет на дальнейшую успеваемость ребенка. В исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и «совершенствуются». Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Раскрывая механизм, лежащий в основе такого обучения, Л.С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослыми. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения находилась в «зоне ближайшего развития» ребенка. Если «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то дошкольник считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программу обучения и автоматически попадает в разряд отстающих учеников. Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен прослеживаться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе. Практически всегда, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе формируются естественным путем при нормальном развитии дошкольника. Диагностика психологической готовности к школе должна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Психологическая готовность к обучению в школе – одна из основных проблем современного образования, в том числе и дошкольной педагогики, так как это является важным фактором успешности школьного обучения детей. Проблема психологической готовности детей к освоению школьной программы заключается в том, что школа ко всем ученикам предъявляет одинаковые требования, отображены в учебниках, методиках и программах обучения, но дети имеют разный уровень психического развития, поэтому при поступлении в школу они обладают разными психическими способностями. То есть, психологическая готовность к обучению в школе – это соответствие психических возможностей ребенка к предъявляемым в обучении требованиям, это тот уровень психического развития ребенка, который позволит ему успешно справляться с трудностями школьной адаптации. Структура психологической готовности к обучению в школе состоит из:
Поступление в школу – переломный момент в жизни дошкольника. Поэтому понятна та озабоченность, которая присуща и взрослым, и детям при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение в школе является обязательным, общественно значимым делом. Достаточно высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, направленные на приведение методов обучения в соответствие требованиями современной жизни. Произвольность познавательной деятельности хоть и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу, не всегда достигает полного своего развития: ребёнку трудно длительное время удерживать устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал и тому подобное. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть развеивается устойчивость внимания. Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Однако важен не столько объём приобретённых знаний, сколько их качество – степень правильности, чёткости и обобщенности, сложившихся в дошкольном возрасте представлений. О готовности к обучению в школе свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и сформированности познавательной деятельности дошкольника. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор. Познавательные интересы складываются постепенно, в течении длительного времени и не могут сформироваться сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их не развивали в достаточном объёме. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и стремление думать, решать задачи, прямо несвязанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или жизненной ситуацией. Уровень развития познавательной деятельности, который может достичь ребенок к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью, и определенные качества восприятия мышления ребенка. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль над действием. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразие и свойства. Он должен владеть достаточно полным, четким и расчлененным восприятием. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Высокие требования предъявляются к обучению в школе, систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь вычленять существенные признаки и явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, выделять сходство и различие; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать заключение. Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в новый коллектив, найти свое место в нем, включиться в новую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников. Л.С. Выготский однозначно отвечал на вопрос о созревших функциях к моменту обучения в школе, но все же, у него есть замечание о низшем пороге обучения, то есть пройденных циклах развития, необходимых для дальнейшего обучения. Именно это замечание и позволяет понять противоречия, существующие между экспериментальными работами, подтверждающими принцип развивающего обучения, и теориями психологической готовности к школе. Так как обучение, соответствующее «зоне ближайшего развития», все равно опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа обучения будет являться низшим порогом обучения, а потом уже можно определить высший порог обучения, или «зону ближайшего развития». В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они ориентируются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста. Исходя из этого, эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л.С. Выготского фигурировали как незрелые, но тем не менее позволяют ученикам обучаться письму, счёту и т. д. Эти незрелые функции не являются тем низшим порогом, на который опираются школьные программы, и потому их незрелость не мешает обучению детей. Важным компонентом в психическом развитии дошкольника является психологическая готовность его к школьному обучению. Психологическая готовность является необходимым условием для успешного обучения в школе. Она обеспечивает восприятие знаний и этим влияет на их усвоение. В этом возрасте ребёнок претерпевает большое количество изменений, не только внешних, но и внутренних, благодаря которым совершает переход с одной ступени развития на другую. Психологическая готовность к школе является сложным структурным образованием, включающем в себя все стороны развития детской психики. Это уровень психофизиологического, эмоционально – волевого, умственного и личностного развития, позволяющий детям осваивать учебную деятельность. Готовность дошкольника к обучению в школе является одной из самых главных задач этого возраста. Решение в единстве с другими задачами позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей и подготовить их к обучению.
|