Содержание: Слайды: Добрый день уважаемые родители! слайд 1 В этом учебном году ваши дети посещают подготовительную группу компенсирующей направленности, и уже совсем скоро они покинут детский сад и станут школьниками. Но пока они еще дошкольники, с удовольствием ходят в детский сад, где их ждут самые разные игрушки. слайд 2 А вот как раз одна из игрушек, пожалуй, самая первая, с которой встречаются дети в детском саду, посмотрите на нее. Что это? На слайде появляется пирамидку из 5-ти колец
слайд 3 А сейчас я предлагаю вспомнить и раскрасить кольца пирамидки в той последовательности, в какой они были у нашей игрушки. Педагог раздает листочки с изображением контура пирамидки и цветные карандаши. Родители раскрашивают кольца пирамидки. слайд 4 Давайте проверим, правильно ли вы раскрасили нашу игрушку: цвет колец, и последовательность их расположения. Родители сравнивают свои рисунки с образцом на экране. слайд 5 Как Вы думаете, уважаемые родители, что могло бы Вам помочь выполнить это задание правильно? (ответы родителей) А еще, наверное, ошибок было бы меньше, если бы я четко обозначила цель задания и способы его выполнения. Вам легче было бы выполнить задание, после того, как Вы прослушали инструкцию, поняли ее, после выполнения задания проверили правильность его выполнения и исправили ошибки, если они были.
слайд 6 (по щелчку) Всё это – компоненты очень важного качества для старших дошкольников – саморегуляции. На слайде появляется слово: САМОРЕГУЛЯЦИЯ. Как Вы думаете, что означает это слово? (ответы родителей)
слайд 7 Да, в целом Вы правильно определили смысл этого понятия. Саморегуляция – это способность управлять своей деятельностью.
Сформированность этого качества является необходимым для старшего дошкольника, оно позволяет ребенку эффективнее усваивать материал на занятиях. Также саморегуляция является важным условием успешной учебной деятельности в школе, ведь школьник должен уметь понять учебную цель, найти способы достижения цели, проверить правильность выполнения задания. Формированием саморегуляции мы занимаемся в процессе коррекционно-развивающей работы. Но заниматься этим можно и нужно и в домашних условиях. слайд 8 Я предлагаю вам ненадолго вернуться в детство и немного поиграть. Игра называется «Бусы». Мы с вами уже отметили, что первое, что нужно для правильного выполнения задания – это четкая инструкция. Посмотрите на экран, там три инструкции к нашей игре. Как Вы считаете, какая инструкция будет более понятной и доступной для ребенка? На слайде представлены три варианта инструкции к игре «Бусы»: ИНСТРУКЦИЯ №1: Исправь ошибку. ИНСТРУКЦИЯ №2: Маша собирала бусы и сделала ошибку. Найди и исправь ее. ИНСТРУКЦИЯ №3: Посмотри на рисунок. Геометрические фигуры на рисунке повторяются в определенной последовательности. Но одна фигура изображена неправильно. Найди ее. Исправь ошибку.
Родители высказывают свое мнение.
Обратите внимание: в первой инструкции ребенку дано недостаточно информации. В третьей инструкции, наоборот, слишком много дополнительной информации, отвлекающей ребенка от основного задания. слайд 9 Краткость и доступность для ребенка инструкции позволит ему правильно понять задание и выполнить его без ошибок. Ну а теперь давайте выполним задание и найдем ошибку. слайд 10
слайд 11 Родители выполняют задание. Подобные задания мы часто используем в работе с детьми. В процессе его выполнения ребенок должен выявить определенную закономерность в ряду геометрических фигур и продолжить эту закономерность. слайд 12 Следующий компонент саморегуляции – это внимание. слайд 13 Как часто мы говорим ребенку: «Будь внимателен!», но не всегда эти наши слова имеют результат. Развитием внимания в группах компенсирующей направленности занимаются все специалисты, но проводить эту работу можно и вам дома. Например, на кухне. На слайде изображен холодильник. слайд 14 Посмотрите и запомните, что лежит в нашем холодильнике. Через 30 секунд холодильник закрывается. Итак, что же лежало в нашем холодильнике? Родители по очереди называют продукты, которые запомнили, другие дополняют. Вот в такую несложную игру вы можете играть с ребенком хоть каждый вечер. Также можно предложить ребенку поиграть в аналогичные игры – «Что лежит в шкафу?», «Что за окном?» и т.п. слайд 15-16 Хорошо развивает внимание, саморегуляцию и мелкую моторику игры-раскраски. (на слайде – варианты раскрасок) слайд 17
Правда, такого пособия может не быть у каждого дома. А вот следующее упражнение на развитие внимания выполнить будет совсем несложно, ведь для его подготовки нужны только старые газеты или журналы. (на слайде изображение газетного текста) слайд 18 Подойдет любая газета с объявлениями, которые постоянно бросают в наши почтовые ящики. Вы можете попросить ребенка найти в тексте знакомую букву (например, а) и зачеркнуть ее (или подчеркнуть, или обвести в кружок). Эта игра поможет развить у ребенка способность концентрировать свое внимание. А если усложнить задание: попросить букву А – зачеркивать, а букву О – обводить в кружок – это поможет развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. А именно эти качества пригодятся ребенку при поступлении в школу. слайд 19 Уважаемые родители, еще одним из компонентов саморегуляции является проверка правильности выполнения задания и исправление допущенных ошибок. Поэтому после выполнения каждого задания вам вместе с малышом нужно проверить его и исправить допущенные ошибки. Важно, чтобы не Вы сами сделали это (хотя, конечно, намного проще просто показать, что сделано неправильно), а дать возможность ребенку сделать это самому (например, подчеркнуть слово, где он не выделил нужную букву, и попросить найти ее и выделить). слайд 20 В конце нашей встречи мне хотелось бы сказать – для того, чтобы формировать у ребенка необходимые для будущего школьника, не обязательно быть дефектологом, главное, быть заинтересованным в успешной коррекции родителем, ведь средства для развития ребенка всегда могут быть у Вас под рукой. А на память о нашей встрече я хочу подарить Вам буклеты с подборкой игр на развитие саморегуляции в домашних условиях.
Желаю Вам успехов! слайд 21
Литература 1. Бабкина, Н.В. Формирование – саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Бабкина Н. В. // Дефектология. 2003. – №6. – С. 46 – 50 2. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, – 1988. – 245 с. 3. Жаренкова, Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции [Текст] // Дефектология. – 1972. – №4. – С. 17 – 33. 4. Жмуров, В.А Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., [Текст] / В.А Жмуров – М.: 2012. – 616 с. 5. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития [Текст] / О.А Конопкин. // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – 128 – 135 с. 6. Ульенкова, У.В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У.В Ульенкова. В.В Кисова. // Дефектология. – 2001. – № 1. – 26 – 33 с. 7. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б Эльконин // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев. – 1961. – 12-13 с.
|