Методическая разработка "Программа по сухому валянию с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ" |
Рукоделие | |||
Автор: Григорьевская Елена Валерьевна | |||
06.03.2015 14:00 | |||
Методическая разработка "Программа по сухому валянию с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ" Практическое пособие по фильцеванию (сухому валянию). В последние годы все большую популярность завоевывают украшения из войлока и шерсти. Цветочные мотивы в украшениях любимы дизайнерами и модницами. Во – первых, это красиво, а во – вторых, войлок дает возможность создавать самые разные формы и использовать всевозможные, яркие цветовые сочетания, что представляет массу идей для творчества. Работать с шерстью — одно удовольствие: она мягкая, теплая, разноцветная. Соприкосновение с народным декоративно – прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что – то самому, развивает в ребенке веру в свои силы и возможности. А это – необходимое условие для того, что – бы ребенок был по — настоящему счастлив. Из книги вы узнаете об истории возникновения фильцевания, о видах техники фильцевания, о приемах работы с шерстью, о необходимых материалах, инструментах и приспособлениях. В книге представлена поэтапная работа с шерстью в технике сухого плоскостного валяния в ярких иллюстрациях, с подробным объяснением каждого этапа создания панно, броши. Автор данного пособия предлагает свою систему работу в технике сухого плоскостного валяния, состоящую из примерного тематического плана непосредственной образовательной деятельности и примерных конспектов непосредственной образовательной деятельности. Образовательная одногодичная программа «Волшебная нить» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение одного года и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни.
Пособие может быть использовано в практике любого вида дошкольного учреждения, а также в учреждениях дополнительного образования. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…». В.А. Сухомлинский Пояснительная записка В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на войлоке или ткани, а также объѐмные игрушки, панно, декоративные элементы, детали одежды, аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и уже около 8000 лет назад люди по достоинству это оценили. Полузабытое народное ремесло последние десятилетия возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, на современных машинах находит применение при изготовлении обуви, шитье одежды. Дизайнеры используют фильцевание как элемент декора, считая «изюминкой» в одежде. Работа с войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей. С еѐ помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, панно, брелоки, аксессуары. Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие творческие возможности, будит положительные эмоции, развивает инициативность, активизирует детскую мысль. Глава I. Обоснование программы Авторская программа «Волшебная нить», являясь прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение старшими дошкольниками основных приѐмов плоскостного сухого валяния, даѐт возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир. Актуальность программы по фильцеванию — в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа «Волшебная нить» составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение двух лет и корректировалась с учетом интересов детей, с учетом современной жизни. Программа способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа — Человек — Предметная среда". Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении — индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребѐнка. Программа построена так, чтобы дать старшему дошкольнику представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. У дошкольников развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно – прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют культуру творческой личности (развитие природных задатков, творческого потенциала). У старших дошкольников ещѐ недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога индивидуального подхода к ребѐнку. Программа построена таким образом, чтобы ребенок занял позицию «я хочу это сделать сам». Для заинтересованности старших дошкольников в работе используют разработку эскиза и схемы изделия самим ребенком. Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, презентации фотовыставок этапов изготовления поделок. Цель программы:
Задачи программы
Программа способствует:
|