Разработка родительского собрания "Поощрения и наказания" |
Родительские собрания | |||
Автор: Яна Горбунова | |||
05.05.2014 01:42 | |||
Поощрения и наказания (разработка родительского собрания) Ситуация для анализа Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали — поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его: • Будешь еще так делать? • Нет, — ответил малыш. • А ты понял, за что тебя наказали? — догадался спросить отец. • Да, за то, что кашлял, — ответил ребенок. Вопрос: • Какими могут быть последствия взаимонепонимания? Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм. Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать? Предлагаем родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания. К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже: • замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка; • выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения; • лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан. Метод игнорирования - спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут. Ситуация для анализа — Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? — Девочка радостно скачет, ей не терпится поделится с отцом удачей. — Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! — строго говорит отец. Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости- Дома девочка делает еще один заход: — Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку? — Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь. Вопросы: — Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родите ли не стремятся его понять, разделить его радость? — Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки? — Как вы относитесь к делам ребенка? Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями? Комментарий У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Ситуация для анализа Мама говорит четырехлетнему сыну: — Пора спать. А сын заявляет: — Не хочу! Мама делает вид, что не слышит ответа сына, и продолжает: — Кого же ты сегодня возьмешь с собой смотреть сны — мишку или зайца? И вот уже мальчик тянется к зайцу, послушно ложится спать. Вопросы • Почему сначала сын отказался ложиться спать, а потом согласился? • Какой прием использовала мама? Вы используете подобные приемы? • В чем их эффективность, на ваш взгляд? Родителям предлагается высказать свою точку зрения, обосновать ее. Подведение итогов Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям своего ребенка.
|