Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». |
Родительские собрания | |||
Автор: Овчинникова Наталья Сергеевна | |||
15.04.2015 17:07 | |||
Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук». Цель: Показать важность, значимость работы по развитию мелкой моторики рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Оборудование:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский) «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
Экран, проектор, ноутбук Участники:
Форма проведения: собрание – практикум. Ход собрания: Организационная часть. Загадка: Пять – да пять – родные братцы, Не скучают, а играют Вот такие «пять» да «пять» (Пальцы) -Правильно, пальцы. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Основная часть. -Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? (ответы родителей) - Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психологическое напряжение. Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Сегодня на нашем собрании мы с вами поиграем. Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно, только в игровой форме. И не забывайте хвалить ребенка, создавая ситуацию успеха. Практикум.
С древних времен на русской земле забавлялись шишками, чурочками, желудями, орехами, косточками, камнями и прочим природным материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры, перебрасывали, перекатывали друг другу и т.д. Колючие шишки, гладкие блестящие желуди, кора деревьев свои ароматом, влажностью, шероховатостью, теплой энергетикой вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость, свободу движений. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнить четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью. Упражнения с сосновыми шишками: Как ежик колется сосна, Мишка с шишкою играет, Колются не больно, Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого надо положить сосновую шишку и взять еловую. Раз, два, три, четыре, пять Еловая шишка нам колет ладошки Или Шишки словно ежики Следующее упражнение – сжимание или разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Шишку я в руке держу Вот сжимаю правою
Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например: «Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз. «Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук. «Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки. «Погрозим» — указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой. «Пальчики» — пальцы «шагают», «бегают», «танцуют». «Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах. Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок. «Домик» -Дом стоит с трубой и крышей На балкон гулять я вышел «Очки» -Бабушка очки надела И внучонка разглядела «Грабли» -Листья падают в саду, Я их граблями смету «Шарик» -Надуваем быстро шарик. Стал он тонкий и худой. «Корзина» -В лес корзинку я беру И грибы в не кладу. «Зайка и Ушки» -Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, Веселит своих зайчат. «Коза» -У козы торчат рога, Забодать может она. «Дерево» -У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках Зеленого цвета. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. «Дружные пальчики». Один, два, три, четыре, пять Безымянный кольцо носит, Пальчик указательный- Пальчики не ссорятся, Пальчики одной руки, сжатые в кулак медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры они снова сжимаются в кулак. «Пальчики в лесу». Раз, два, три, четыре, пять. Этот пальчик парить стал, «Апельсин». Мы делили апельсин Эта долька – для утят Он сердит на нас беда!!! «Как живешь?» -Как живешь? -Как бежишь? -Ждешь обед? -Утром спишь? Показать большие пальцы. Имитация плавания. Указательный и средний пальцы «бегут». Приставить к глазам пальцы «биноклем». Подпереть щеку кулаком. Помахать руками. Обе руки под щеку. Хлопнуть по надутым щекам. «Медведь». Лез медведь в свою берлогу Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. С силой вытянуть платок.
Можно предложить малышу следующие задания:
- назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура. -А сейчас, я хочу предложить вам, уважаемые родители, имеющиеся у нас в группе различные пособия и игры для развития мелкой моторики рук младших дошкольников (показ, рассматривание, комментарии) Заключительная часть: - Уважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать мелкую моторику. У кого-то есть вопросы? -Хочу предложить вам памятки о способах развития мелкой моторики. Передавайте их друг другу. (родители берут памятки) - Спасибо вам, что вы нашли время посетить родительское собрание. Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!
|