Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе
Родительские собрания
Автор: Вечканова Татьяна Васильевна   
05.09.2023 06:57

Методическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группеМетодическая разработка сценария родительского собрания «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве» в подготовительной группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Начальная школа-детский сад "Росток" городского округа Самара

Выполнили воспитатели: Вечканова Т.В.

"У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад, и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями — глубоко в землю. Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".

(Л. Н. Толстой).

1. Вводная часть.

 

Скачать конспект

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.

Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Проблема: Недостаточное знание родителей и детей о традициях современной семье.

Цель собрания -

Создать условия для осознания значимости семьи для ребенка, родителей, а также для общества.

Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями родители дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение.

Вызвать интерес к созданию новых традиций в семье.

Задачи собрания.

Содействовать возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, восстановлению традиционного уклада жизни.

Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка; проанализировать наличие традиций в современных семьях.

Укрепление взаимодействия с семьями воспитанников, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребёнка и в совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Обобщить и распространить положительный опыт воспитания, с помощью традиций;

Участники: воспитатели, родители, старший воспитатель.

Предварительная работа:

  1. Изготовление вместе с детьми приглашений для родителей (приглашения раздаются за неделю до собрания).
  2. Запись ответов детей по теме собрания.
  3. Анкетирование родителей по теме «Семейные традиции».
  4. Творческое задание родителям к собранию (Создание газет о традициях своей семьи и герб, отражающий эти традиции, для представления на родительском собрании.)
  5. Оформление плаката «Житейские мудрости» (пословицы и поговорки).
  6. Приготовить памятки для родителей с рекомендациями.
  7. 1.Консультации для родителей «Роль семейных традиций в воспитании детей»
  8. 1. Рассказ- презентация родителей из опыта семейного воспитания: «Семейные традиции».
  9. 2. Игра «Ромашка»«Цветок настроения».
  10. 1 Памятка «Семейные традиции».

Оборудование

Музыкальное сопровождение.

Памятки и изречения.

Изготовление ромашки "Цветок настроения"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети: приобретут знания о семье, семейных традициях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.

Родители: приобретут знания об общих традициях семьи и детского сада; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; будут гордиться своими семейными достижениями; научатся хранить и чтить свои семейные традиции.

Воспитатели: расширят знания о семейных традициях; познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству

2. Основная часть «Семейный вернисаж»

Семейный вернисаж – выставка, которая демонстрирует результаты совместной деятельности родителей и детей.

Звучит спокойная, приятная музыка.

Воспитатель — Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.

- Скажите, в детском саду Вас всегда тепло встречают и ждут с любовью? Кто в детском саду с детьми вместо отца и матери? Можно сказать, что детский сад – это своего рода семья? (Ответы родителей).

- Как хорошо быть рядом с близкими людьми. Я вижу это по Вашим улыбкам, сверканию глаз. Друзья, как вы сегодня счастливые! Сколько тепла и любви на Ваших лицах. И поскольку мы собрались под крышей нашего общего дома – детского сада – то можем считать себя одной большой дружной семьёй! Вы согласны?

Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никто другой. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Для ребёнка очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности, повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Но вначале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

И предлагаем вам: "Цветок настроения"

Цель: Создать у родителей прекрасное настроение, желание общаться.

Возьмите цветок — оторвите лепесток (вежливости) и подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть тесная связь между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.

1. Задание – игра «Вопрос – ответ».

Воспитатель. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Вопрос – ответ». Перед Вами цветок – ромашка. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы с отвечают дети, ответы читает воспитатель.

Вопросы:

  1. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
  2. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  3. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  4. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  5. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  6. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  7. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
  8. Какие подарки Вы дарите детям?
  9. Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
  10. задание Работа с выставкой «Моя родословная»

Воспитатель — Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Существует такое понятие, как «родословная семьи». Родословная семьи — это своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Знать свою родословную очень важно, потому что она осуществляет связь прошлого, настоящего и будущего, знакомит каждое новое поколение членов семьи с историей, традициями, символами, достижениями рода.

Мы с Вами провели большую работу по составлению родового древа.

Какие они – наши семьи, семьи ребят из нашей группы? Мы можем многое узнать о них, посмотрев на родословные, которые вы составили с детьми. Посмотрите, какие яркие, красочные они получились. Предлагаю Вам рассказать о проделанной работе.

Родитель:

…Корни родословной глубоки,

Я мечтаю знать о них побольше

Времена те были далеки,

Хочется, чтоб помнили их дольше.

Помнить всё и знать свой род,

Я считаю, что обязан каждый,

Может это приведёт народ

В век неравнодушия однажды!

Несколько семей вместе с ребёнком представляют своё родословное древо и рассказывают о нем.

3. Задание – «Народная мудрость»

Воспитатель: Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных легенд, сказок, пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки буду говорить я, вам надо будет вспомнить её окончание.

  1. Вся семья вместе, так и душа… на месте.
  2. Дерево держится корнями, а человек… семьей.
  3. За общим столом еда… вкуснее.
  4. Материнская молитва со дна моря… достает.
  5. Не будет добра, коли в семье… вражда.
  6. Отца с матерью почитать… горе не знать.
  7. У кого есть бабушка и дед, тот… не ведает бед.
  8. Человек без семьи, что … дерево без плодов.
  9. В гостях хорошо, … а дома лучше.
  10. В своем доме и … стены помогают.
  11. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
  12. В семье разлад, так и дому … (не рад).
  13. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
  14. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
  15. Семья – ключ к … (счастью).
  16. задание – Семейные традиции

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). Вы многое в свою семью переняли от своих родителей, от чего-то отказались, кое-что переосмыслили.

Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции.

Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

  • позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада:
  • «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищённости
  • настраивают на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»
  • создают неповторимое детское воспоминание, о котором ваш ребёнок будет когда-нибудь рассказывать своим детям
  • позволяют ощутить гордость за себя.

Какие же традиции сложились в ваших семьях?

Выступление родителей:

  1. В нашей семье есть такая традиция. Мы каждую весну участвуем в субботнике – убираем около своего дома мусор, вешаем скворечник. А потом уже идем прилет птиц, слушаем их пение. Осенью кормушки делаем. Зимой в эти кормушки кладем угощение. Перед Новым годом – аж за месяц! – пишется Деду Морозу письмо с просьбами и «предвыборными обещаниями».
  2. В нашей семье есть традиция — совместные обеды. Я знаю, что в семье моего деда и бабушки было принято каждый день – вечерами, вместе собираться за большим столом – еду «таскать» запрещалось. У моих родителей всей семьей за большим столом собирались уже только по праздникам. А мы и в праздники не всегда «за стол» садимся. Мы же в нашей семье продолжаем сохранить эти традиции – ежедневный воскресный день, блины по воскресеньям, на Масленицу и т.д.
  3. В нашей семье новогодняя семейная традиция

– Мы на Новый год всегда наряжаем живую елку –Это задача дочери и мужа. А я с дочерью пеку «рождественское» печенье. Так что наша елка украшена не только игрушками, но и печеньем, и конфетами. Эта традиция пришла к нам из моей семьи. Есть у нас и традиции новые, собственные. Мы, например, редко видимся и собираемся вместе, поэтому я ввела воскресный обед. Собираемся за столом всей семьей, сервируем стол красиво, суп наливаем в супницу и чинно обедаем.

- Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово, -"семья".

Воспитатель: В нашем детском саду есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников: Эти традиции: «Здравствуй осень», «Новый год», «День технического творчества», «23 февраля», «День Победы», «8 марта», «Спортивные праздники», с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем. Коллектив детского сада считает: создание традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

5. задание «Пословицы и поговорки»

Цель: Развивать социальное мышление, социальное креативность, общительность, знакомить с правилами поведения в обществе.

- А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки

с русскими народными пословицами о семье, подумайте и объясните значение пословицы.

"При солнышке тепло — а при матери добро"

"Мать кормит детей — как земля людей"

"Нет лучше дружка — чем родная матушка"

"Не нужен клад — когда в семье лад"

"Хозяюшка в дому — что оладышек в меду или пчела в саду"

"Не красна изба углами — красна пирогами"

"В гостях хорошо — а дома лучше"

"Дома и — стены помогают"

"Мой дом — моя крепость"

"Каковы родители — таковы и детки"

"Жизнь прекрасна — когда дома мир".

Спасибо вам за ваши душевные объяснения.

Воспитатель: Наш детский сад возник не на пустом месте. Он тоже имеет свою историю.

Воспитатель рассказывает историю появления детского сада и сопровождает свой рассказ презентацией

6 задание Работа с выставкой «Мой семейный логотип»

Воспитатель: Со времён средневековья зародилась традиция изображать свой семейный герб. В древние времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции, ценности. По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране каждая семья имела символ своей семьи – герб. Сейчас вместо слова «герб» используют новое слово «логотип». Многие из Вас участвовали в акции «Семейный логотип» и придумали логотипы своей семьи.

Воспитатель предлагает нескольким родителям представить семейные логотипы разными способами.

Воспитатель: Наш детский сад – это большая дружная семья. И у него есть тоже свой логотип – «Росточек»

Группа наша тоже имеет свой логотип – «Земляничка»

Воспитатель демонстрирует и рассказывает о логотипе детского сада родителям.

7 задание Работа с выставкой «Мой семейный альбом»

Воспитатель: Сильна семья любовью, уважением, традициями, семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный альбом. Семейный альбом – это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное, с другой, -загадочное и удивительное. Каждая фотография в нем –это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое. У Вас, в каждой семье есть семейные альбомы. Воспитатели детского сада сохраняют эту традицию и в группе создаем презентацииразличной тематики: «Здравствуй осень», «Первый Новый год», «День технического творчества», «8 марта» и т. д.

Заключительная часть.

Семейных традиций множество – нужно просто на жизнь семьи внимательней взглянуть и привычные дела назвать громкими словами.

Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Итоги собрания:

Дорогие родители, именно от вас, большой степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Рефлексия:

Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки. А вы напишите на каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребёнка под музыку "Гимн Семьи" (И. Резник).

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители — пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом."

Себастьян Брант.

В завершении, всем родителям дарятся памятки с правилами по воспитанию детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Ветохина А.Я., Крылова Л.Ю, Сертакова Н.М., Голова О.В. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС. – Волгоград: Учитель. – 181с.
  • МинкевичЛ. В. Родительские собрания в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 64с.
  • Н. М. Метенова Е.Е Метенова Родительские собрания часть 2 Ярославль 2019 г.
  • Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. — 72с.
  • Ривина Е.К. Зачем знакомить дошкольников с родословной? – М.: Просвещение, 2010
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год