Родительское собрание с элементами тренинга «Игрушка в жизни ребёнка» |
Родительские собрания | |||
Автор: Иванченко Оксана Петровна | |||
15.11.2021 21:36 | |||
Родительское собрание с элементами тренинга «Игрушка в жизни ребёнка» Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи. Задачи:
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, ёлка, берёза, стикеры – «желания», листы бумаги (формат А4, А1), разноцветные круги с условными обозначениями для объединения в группы, раздаточный материал (программа, памятки, диски)
Методы и приёмы: презентация, выступление, работа в группах, практические упражнения, ребусы, головоломки Предварительная работа: проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным. Например: попугай, собачка, лев, динозавр, заяц, котенок, ящерица, деревянный строительный набор, кукла, машина. Когда ребенок выберет игрушку, его фотографируют с ней. Ход собрания: 1. Введение 1. 1. Приветствие родителей – вступительное слово воспитателя педагога- психолога Цель: познакомить участников тренинга с его целями и задачами, рассказывает об условиях и режиме работы, о том, в какой форме будет проходить каждая часть тренинга. Особый акцент делает на философии взаимодействия с детьми 1. 2. Упражнение «Давайте познакомимся» Цель: знакомство с участниками тренинга, сплочение группы. Участники пишут на листочке своё имя. Далее участник представляется и рассказывает, кто его ребёнок. 2. Практическая часть. 2. 1. «Моя любимая в детстве игрушка» Цель: снятие мышечного напряжения и зажимов. Напомнить родителям детство, и любимые игрушки. Понять степень важности игрушки в жизни ребёнка. Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы её любите, стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза». Затем психолог предлагает рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали, о своей любимой игрушке. Задавая общий тон, первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая, больше всего любила резинового клоуна. Он был очень старым, местами на нем стерлась краска. У него был большой колпак, пышный комбинезон с большими пуговицами. Клоун улыбался. И мне это нравилось. Я очень его любила, даже кормила манной кашей». Далее все участники тренинга с удовольствием рассказывают о своих игрушках. Взрослые понимают, что любимую игрушку они помнят всю жизнь, и это дает им положительные эмоции. 2. 2. Мини – лекция «Как игрушки воспитывали царей» «Скажи мне — чем ты играешь, и я скажу тебе — кто ты» — так можно было бы переиначить известную поговорку. В самом деле, если проследить судьбы русских императоров и сопоставить их с тем, во что они играли в детстве, получается удивительная картина. У самого знаменитого из русских царей — императоров, Петра — Первого, было столько игрушек, что можно позавидовать. Но больше всего мальчик любил военные игрушки. Конечно, он забавлялся им не в одиночестве. В играх Петра участвовало множество его друзей, и никто не чинил этому препятствия. Став взрослым, Петр Первый и его друзья детства одержали немало крупных военных побед. -А вот маленькому Карлу — Петру Ульриху, будущему русскому императору Петру — Третьему, очень не повезло. Его отец — воспитывал в чрезвычайной строгости. Игрушек у него не было, а были наказания и военная муштра. Только в 14 лег, когда к власти пришла его тетка Елизавета Петровна, он получил первые игрушки Добравшись, наконец до игрушек; подросток, которого до сих пор воспитывали как взрослого, решил остаться ребенком навсегда. С этого времени он только и делал, что играл и ничем больше не интересовался. Даже женившись, он продолжал играть в куклы... - Детство императора Александра — Первого тоже не было счастливым. Его царственная бабушка, Екатерина Вторая, по — своему любила внука, и заботилась о нем, но вряд ли это пошло ему на пользу. Да, игрушек у него было достаточно, очень много было механических, музыкальных, «говорящих» и т.д. Но за играми Александра строго надзирали. Если, он например, клал барабанщика на спину, чтобы посмотреть, как тот барабанит, лежа, то игрушку отбирали у мальчика навсегда. Играть ему разрешали только одной игрушкой, а если он брал др., первую тут же уносили. Понятно, что при этих условиях он быстро разлюбил игрушки. И как мы знаем, не получилось из маленького Александра ни хорошего человека, ни хорошего императора. АС. Пушкин писал про него: Властитель слабый и лукавый. Плешивый щеголь, враг труда... -А вот у императора Александра — Третьего игрушек было много, они были простыми, мирными, народными. Первым из предыдущих российских императоров этот Александр воспитывался не в немецком духе, а в русском. Совершенно не исключено, что мирные и веселые «друзья детства» оказали влияние на будущего государя. Известно, что Александр — третий не думал об очередных завоеваниях и не ссорился с соседними государствами. Годы его правления были для России мирными... 2. 3. Упражнение «Игрушка в жизни моего ребенка» Цель: понимание значения игрушки в жизни ребёнка, принятие выбора ребёнка. Психолог отмечает: «Мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома». Родителям предлагается нарисовать на листе бумаги сюжетную картинку с любимыми игрушками их сына (дочери). Работы в дальнейшем скрепляют между собой (поезд) и располагают в игровом уголке группы. Это будет напоминать детям о доме. Родители обычно испытывают затруднения, долго обдумывают сюжет рисунка, говорят о своем неумении рисовать. В этом случае можно предложить им сделать аппликации, вырезав картинки из детских книг и журналов. В итоге получаются замечательные работы. Родители предлагают показать их детям. Психолог отмечает, что инициатива родителей очень интересна: «Мы обязательно покажем творческие работы детям и предложим им угадать: где, чья мама или папа потрудились. Но вначале поиграем». 2. 4. Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок» Цель: понимать и принимать желания своего ребенка, испытать положительные эмоции в результате поиска любимой игрушки своего ребёнка Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Большинство участников тренинга не ошиблись: их выбор, и выбор их детей совпали. Родители испытывают гордость от того, что смогли посмотреть на этот мир глазами своих детей. 2. 5. Игра «Как живете?» Цель: создание положительного климата в группе, объединение родителей. Все становятся в круг. Ведущий (психолог) задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения. - Как живете? - Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук). - Как идете? - Вот так (маршируют). - Как бежите? - Вот так! (Бег на месте). - Как ночью спите? - Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову). - Как берете? - Вот так! (Прижимают ладонь к груди). - А даете? - Вот так! (Выставляют ладонь вперед). - Как молчите? - Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним). - Как грозите? - Вот так! (Пальцами грозят друг другу). 3. Заключение. Закончить хочется китайской притчей. «Старый мудрец, очень любил детей, мастерил для них игрушки. Но игрушки эти оказываются такими хрупкими, что ломаются быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчаются и приходят к мудрецу просить новые. Тот с удовольствием дарит им другие, еще более хрупкие... Наконец, вмешиваются родители. Они приходят к мудрецу вопросом: почему он всегда дарит их детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их? И тогда мудрец объясняет: «пройдет совсем немного лет, и кто — то подарит бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться и к чужому сердцу?..» Подводим итог тренинга. Рефлексия. Отзывы. 4. После тренинга. Работа с детьми. Задание для детей «Узнай работу своей мамы (своего папы)»: Детям показывают творческие работы родителей. Дети выбирают рисунок, который нарисовала мама или папа ребёнка. Фотографируем, и позже показываем родителям, угадали дети или нет. Психолог говорит детям, что из родительских работ будет сделан поезд, который украсит их группу.
|