Родительское собрание "Детские капризы и упрямство" |
Родительские собрания | |||
Автор: Жох Татьяна Владимировна | |||
15.10.2017 13:28 | |||
Родительское собрание "Детские капризы и упрямство" Жох Татьяна Владимировна МБДОУ №14 «Теремок» Педагог-психолог г. Константиновск, Ростовская область (собрание проводится в музыкальном зале) Предварительная работа:
Цель: совершенствование психолого-педагогических знаний родителей, обогащение педагогических умений. Задачи:
Ход собрания Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас, и предлагаю всем встать в круг. Станем дружно, вместе в круг, я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Представьте себе, что мы – одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох. (Упражнение повторяется 3 раза) В начале встречи педагог-психолог делает короткое вступление об актуальности темы. Родителям предлагается присесть на стулья и посмотреть презентацию — «Капризы и упрямство» (презентация и текст прилагается прил. №1)
Педагог-психолог, предлагает родителям поиграть в детскую игру, передавать мяч по кругу со словами: Ты катись веселый мячик Вопросы:
Выслушиваются ответы родителей.
Родителям предлагается объединиться в две группы. Затем каждая подгруппа получает свое задание. Первая подгруппа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «капризы». А вторая, ассоциации при слове «упрямство». После выполнения упражнения выслушиваются мнения родителей. Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях. Педагог-психолог: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?» Предлагается родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей: «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?» Родители предлагают свои версии. (совместное обсуждение)
Уровень самостоятельности ребенка крайне низок. Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности. 4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность. 5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят). 6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему. «Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими, какие они есть!»
(Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение).
Педагог-психолог, предлагает методы остановки истерики (приложение 3).
В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства. Приложение №1 1 слайд УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. 2 слайд Проявления упрямства:
3 слайд КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. 4 слайд Капризы 5 слайд
6 слайд что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей: 7 слайд
8 слайд
Приложение №2 Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством» 1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский) 2. Не завышайте требований к своему ребенку. 3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом. 4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней. 5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки. 6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится. 7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения. 8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора ( «Ты хочешь съесть суп или второе?»). 9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение. 10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку. 11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо. 12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых. 13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться. 14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей. Приложение №3 Методы остановки истерики:
После окончания истерики сделайте ребёнку теплую ванну. Вода очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий чай и всё будет отлично! Знание возрастных особенностей всегда поможет нам подходить с адекватными требованиями к ребёнку и лучше понимать его. Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игнорирование капризов в итоге приводит к неврозам. Итак, поговорим о неврозах… Невроз – это слабость регуляции эмоциональных состояний — гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Невроз возникает в случае, когда затруднён поиск выхода из переживаний. Это влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности ребёнка. Неврозы служат основой для многих заболеваний. Причин тому множество: перенасыщенный событиями и эмоциональными перегрузками ритм жизни, ранний отрыв ребенка от матери, стрессы, перегрузка психики средствами массовой информации и многими другими. Медицина считает невроз заболеванием, психология — социальным явлением. Правы и те и другие. Невроз ухудшает работу внутренних органов, может привести к появлению соматических заболеваний. В то же время число детей, страдающих ими, постоянно растет. Поскольку изменить свою жизнь малыш не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса — расстройством сна, ночным недержанием мочи, кожными высыпаниями, зудом, капризами и истериками… Пока ребенок мал, забота о нём лежит на нас, родителях. Именно мы обеспечиваем ребёнку благополучную жизнь в социуме. Если плохо родителям, то ребёнку тоже будет плохо. «Уметь жить маленькими радостями сегодняшнего дня — великое искусство, которым владеют дети. Так давайте не будем отягощать собственного существования тревогами о том, что только может произойти в дальнейшем. И пусть солнечное утро, улыбка ребенка, выращенный своими руками помидор, чашка крепкого чая служат вам хорошей эмоциональной разрядкой, лучшей, чем патентованные успокоительные средства». Спокойствие ребёнка напрямую зависит от отношения родителей к нему, от степени доверия своему ребёнку. Если мы без конца надоедаем ему своими замечаниями, разговариваем с ним исключительно на повышенных тонах, выплескивая на него свое раздражение, мы разрушаем психическое здоровье нашего ребёнка. Так же нужно обратить внимание на то, какую информацию черпает ребёнок от взрослых и телевидения. Родители должны быть фильтром, для поступления информации в мозг малыша, стараясь выбирать позитивную информацию, чтобы не травмировать его раньше, чем он будет способен осознать, что он видит и слышит.
|