Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»
Актуальность проекта Развитие ребенка как целостной личности — основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное — качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом, утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Скачать полный конспект
Одно из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально-развитой личности. Приобщение к народному искусству — это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде. Исследования Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Е. И. Васильевой, Т. С. Комаровой, Ю. В. Максимовой, Р. Н. Смирновой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и др. рекомендуют включить знакомство с различными видами искусства в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Данная работа поможет реализации таких знаний, умений и навыков которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Поэтому я решила разработать проект по организации работы с детьми по теме «Влияние народно декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». работу в этом направлении. Первичная диагностик помогла выявить следующие моменты: Первичная диагностика 12% детей выделяют средства художественной выразительности; 10% детей различают виды народного декоративно-прикладного искусства (народная игрушка, росписи: дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская); у 49% детей вызывает затруднения в выборе сочетания цветов, передачи композиции в зависимости от назначения узора(симметричного, асимметричного); у 36% детей не сформированы представления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора (геометрических, растительных); 5 % детей знают историю создания видов народного декоративно-прикладного искусства; 15% детей проявляют творческие способности. Анализ детских работ по декоративному рисованию, наблюдения их в игровых ситуациях («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, «посещение выставок народного искусства и др.) показали, что у детей низкий уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. Возникла необходимость создать условия для накопления ребёнком знаний и умений распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства. Цель проекта: способствовать развитию творческих способностей дошкольников через знакомство с народным декоративно — прикладным искусством. В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно-игровой деятельности, поиска эффективных способов развития творческих способностей дошкольников, поставили следующие задачи проекта: 1. Знакомить с многообразием народного декоративно — прикладного искусства; 2. Учить выделять средства художественной выразительности; 3. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства; 4. Формировать преставления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора; 5. Развивать творчество и фантазию, любознательность, наблюдение и воображение; 6. Создать развивающую среда стимулирующую творческую активность детей. 7. Привлечь родителей. Образовательная область: овладение видами народного декоративно — прикладного искусства в целях развития творческих способностей дошкольников. Вид проекта: информационно- практический Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г. – май 2013г. Формы реализации проекта: • Диагностика (определение уровня знаний и умений распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства). • Экскурсии вне детского сада (краеведческий музей выставочные залы, дворец творчество) и наблюдения. • Организованные формы обучения на занятиях. • Совместная деятельность взрослого и ребёнка. • Самостоятельная деятельность ребёнка. • Ознакомление с окружающим. • Развитие речи. • Художественная литература. • Викторина. • Взаимосвязь видов деятельности (рисование, лепка и аппликация). • Дидактические и подвижные игры (народные). • Сюжетно — ролевые игры («Экскурсия в музей», «Магазин» и др.). • Музыкальное занятие (танцы «Хороводные» «Танец матрешек» и др.; игра на музыкальных инструментах и др.). • Физкультминутки. • Консультации для родителей. • Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству «В гостях у народных мастеров». • Полочка красоты. Принципы реализации проекта: Принцип систематичности и последовательности. Связан с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития; Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми народных традиций. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей. Принцип опоры на интересы детей. Создание игровых ситуаций, нестандартные формы проведения занятий и др. Принцип создания естественной непринужденной обстановки, в которой развивается свободная творческая личность. Создание микроклимата в группе. Принцип стимулирования детей. Материально – техническая база: развивающая среда, музыкальное сопровождение, видео- и аудиозаписи,, наглядный и демонстрационный материал, уголок народного декоративно — прикладного искусства (полочка красоты). Методическое обеспечение: О.А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно — прикладным искусством», А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество», Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Ожидаемый результат проекта: 1. Расширить представление детей о декоративном искусстве на 50 %. 2. Приобщить детей к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив навыки, почувствовать радость творчества. 3. Пополнить развивающую среду в группе по народному декоративно-прикладному искусству («Полочка красоты», народные подвижные игры, сценарии народных праздников и др.) на 50%. 4. Воспитать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде (так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе).
|