Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние народно-декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей дошкольников
ИЗО детям
Автор: Надежда Леонидовна Лукова   
03.04.2014 18:51

Влияние народно-декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей дошкольниковМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»

Актуальность проекта
Развитие ребенка как целостной личности — основная задача всех современных программ воспитания дошкольников. Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное — качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.  В.А. Сухомлинский писал: «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом, утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Скачать полный конспект

Одно из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является создание условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, интеллектуально-развитой личности.
Приобщение к народному искусству — это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Исследования  Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной,  Е. И. Васильевой, Т. С. Комаровой, Ю. В. Максимовой, Р. Н. Смирновой, Т. Н. Дороновой, А. А. Грибовской и др. рекомендуют включить знакомство с различными  видами искусства в образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста. Данная работа поможет реализации таких знаний, умений и навыков которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Поэтому я решила разработать проект по организации работы с детьми по теме «Влияние народно декоративно-прикладного  искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста». работу в этом направлении.
Первичная диагностик помогла выявить следующие моменты:
Первичная диагностика

12% детей выделяют средства художественной выразительности;
10% детей различают виды народного декоративно-прикладного искусства (народная игрушка, росписи: дымковская, городецкая, хохломская, жостовская, гжельская);
у 49% детей вызывает затруднения в выборе сочетания цветов, передачи композиции в зависимости от назначения узора(симметричного, асимметричного);
у 36% детей не сформированы представления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора (геометрических, растительных);
5 % детей знают историю создания видов народного декоративно-прикладного искусства;
15% детей проявляют творческие способности.
Анализ детских работ по декоративному рисованию, наблюдения их в  игровых ситуациях («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народных умельцев, «посещение выставок народного искусства и др.) показали, что у детей низкий уровень знаний о народном декоративно-прикладном искусстве.
Возникла необходимость создать условия для накопления ребёнком знаний и умений  распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства.
Цель проекта: способствовать развитию творческих способностей дошкольников через знакомство с народным декоративно — прикладным искусством.
В соответствии с выбранным направлением для реализации цели в процессе учебно-игровой деятельности, поиска эффективных способов развития творческих способностей дошкольников, поставили следующие задачи проекта:
1.    Знакомить с многообразием народного декоративно — прикладного искусства;
2.    Учить выделять средства художественной выразительности;
3.    Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства;
4.    Формировать преставления о передачи колорита росписи, о выделении элементов узора;
5.    Развивать творчество и фантазию, любознательность, наблюдение и воображение;
6.    Создать развивающую среда стимулирующую творческую активность детей.
7.    Привлечь  родителей.
Образовательная область: овладение видами народного декоративно — прикладного искусства в целях развития творческих способностей дошкольников.
Вид проекта: информационно- практический
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители,  музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2012г. – май 2013г.
Формы реализации проекта:
•     Диагностика (определение уровня знаний и умений распознавания видов народного декоративно — прикладного искусства).
•    Экскурсии  вне детского сада (краеведческий музей выставочные залы, дворец творчество) и наблюдения.
•    Организованные формы обучения на занятиях.
•    Совместная деятельность взрослого и ребёнка.
•    Самостоятельная деятельность ребёнка.
•    Ознакомление с окружающим.
•    Развитие речи.
•    Художественная литература.
•     Викторина.
•    Взаимосвязь видов деятельности (рисование, лепка и аппликация).
•    Дидактические и подвижные игры (народные).
•    Сюжетно — ролевые игры («Экскурсия в музей», «Магазин» и  др.).
•    Музыкальное занятие (танцы «Хороводные» «Танец матрешек» и др.; игра на музыкальных инструментах и др.).
•    Физкультминутки.
•    Консультации для родителей.
•    Комплексное итоговое занятие по изобразительному искусству «В гостях у народных мастеров».
•    Полочка красоты.
Принципы реализации проекта:
Принцип систематичности и последовательности. Связан с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учёт личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми народных традиций. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Принцип опоры на интересы детей. Создание игровых ситуаций, нестандартные формы проведения занятий и др.
Принцип создания естественной непринужденной обстановки, в которой развивается свободная творческая личность. Создание микроклимата в группе.
Принцип стимулирования детей.
Материально – техническая база: развивающая среда, музыкальное сопровождение,  видео- и аудиозаписи,, наглядный и демонстрационный  материал, уголок   народного декоративно — прикладного искусства (полочка красоты).
Методическое обеспечение: О.А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно — прикладным искусством»,  А.А.  Грибовская «Народное искусство и детское творчество», Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
Ожидаемый результат проекта:
1.    Расширить представление детей о декоративном искусстве на 50 %.
2.    Приобщить детей к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив навыки, почувствовать радость творчества.
3.    Пополнить развивающую среду в группе по народному декоративно-прикладному искусству («Полочка красоты», народные подвижные игры, сценарии народных праздников и др.) на 50%.
4.    Воспитать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде (так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко  к природе).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год