Наглядность и нетрадиционные способы рисования в младшем дошкольном возрасте (из опыта работы). Почти каждый ребенок, пришедший в детский сад, хотя бы раз держал в руках карандаш или фломастер. Для многих - это уже осмысленный процесс «творения». Педагогам на этом этапе важно начать формировать и укреплять интерес к творчеству с первых совместных занятий. Специфика работы с детьми раннего возраста определяется тем, что они не могут мыслить абстрактными образами. Поэтому всю педагогическую деятельность мы должны выстраивать по принципу наглядности. Конечно же, это касается и рисования. При выстраивании своих занятий я стараюсь максимально разнообразить предметно-наглядную среду, а также использовать различные методики рисования. Ведь чем больше ребенок слышит, видит, ощущает, переживает, тем насыщеннее, продуктивнее, богаче становится его фантазия. Как водится, первые занятия посвящены знакомству с предметами рисования: карандашу, кисточке, фломастеру. Чтобы сделать этот процесс увлекательным и интересным мы сделали таких вот куколок. Это брат Карандаш и сестричка Кисточка.
Скачать полный конспект занятия
С помощью их я придумываю различные игровые ситуации, в ходе которых и знакомлю детей с первыми шагами в рисовании. Дальнейшие занятия тоже выстраиваем так, чтобы ребенку можно было легко и радостно включится в художественный процесс. Сначала происходит знакомство с предметной средой: здесь используем игрушки, картинки, предметы быта. Например, тема нашего занятия «Тянется ниточка из клубочка». В гости «приходит» киска, которая приглашает деток поиграть с ней клубком. Здесь же идет сопровождение действий чтением стишка: «На клубок котенок, Прыгнул как тигренок. Лапками катает, Зубками кусает». После игры раздаю детям заготовки, на которых отображены ранее задействованные предметы (котенок и клубки) и предлагаю помочь котенку «распутать» клубочек. Такое двойное обыгрывание темы – в предметной игре и на бумаге - помогает ребенку лучше сориентироваться в процессе рисования. Вот примеры некоторых других наших работ: Если работа традиционными средствами рисования (карандашами, фломастерами, кистью) направлена, прежде всего, на развитие моторики и обучение базовым навыкам рисования (рисование прямых горизонтальных и вертикальных линий, кругов, мазков и др.), то при использовании нетрадиционных методик акцент делается на эстетическом удовольствие от процесса рисования, получении разнообразных эмоций. Ведь такое рисование – это увлекательная и завораживающая деятельность, которая восхищает детей. Поэтому, выстраивая, учебный процесс, обязательно включаю в план подобную методику. Однако это не значит, что надо забывать про развивающий характер таких занятий и их наглядно-предметное сопровождение. Виды используемых нетрадиционных методик: 1. Рисование ладошкой 2. Рисование пальчиками 3. Рисование на муке или манной крупе 4. Рисование при помощи штампов (поролоном, катушками от ниток). Первым в списке неслучайно стоит методика рисования ладошкой, которая является самой доступной для детей младшего возраста. Для малышей простой отпечаток руки может превратиться в целую историю, полную превращений и открытий. Вот наша ладошка превращается в цветок: А вот в целый букет: А вот к нам прилетают птички: Рисование пальчиками требует большей сосредоточенности и умения, чем ладошкой, поэтому знакомство с этой методикой мы начинаем после Нового года. Этот вид рисования прекрасно развивает мелкую моторику и открывает широкий простор для фантазии. Вот примеры некоторых работ: Рисование на муке или манной крупе задействует дополнительные тактильные ощущения, поэтому готовясь к такому занятию, сначала проводим знакомство с этими средствами рисования. Когда дети удовлетворят свое любопытство, уже переходим к самому процессу. Здесь мы можем совместно пофантазировать, рассматривая их «рисунки» и что-то дополняя, а также, используя принцип наглядности, попросить нарисовать солнышко, цветочек и т. д. Дети любят рисовать штампами, и, хотя, сейчас в магазинах огромный выбор печатей и штампов намного интересней сделать их самим! Главное не забывать при этом об удобстве их использования: чтобы детям было удобно их держать и они давали хороший отпечаток. Рисование штампами учит детей быть аккуратными, это не так-то просто снять штамп, не испачкав и не размазав отпечаток. При этом развивается фантазия ребенка и снимается напряжение. Эти рисунки сделаны при помощи штампа из губки для мытья посуды. Детям заранее было предложено познакомиться с этим материалом, чтобы во время занятий они не отвлекались на их рассматривание. Следующий рисунок сделан при помощи катушки от ниток, к концу которой был приклеен тоненький кусочек поролона. Подводя итог, можно сказать, что разнообразие техник рисования способствует выразительности образов в детских работах. Опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. И чем лучше получается изображение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого. Список литературы: 1.Галанов А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» - Москва, Сфера, 2002 2. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество» - Москва, Педагогическое общество России, 2005 3.Степанов В. «Веселые стихи для детей» - Ростов-на-Дону, Проф-Пресс, 2007
|