Дети живут и действуют в самом прекрасном для них мире – игре, и, играя, они обучаются. Но, связывая обучение с игрой, воспитатель должен придерживаться определенных правил. Первое: ребенок должен знать, что результаты его труда нужны какому-то игровому персонажу, следовательно, у него появляется желание о ком-то позаботиться, кому-то помочь. Второе: для того, чтобы привлечь детей к нуждам, к заботе о ком-то, педагог использует свои приемы. 1. Воспитатель обязательно показывает эти игровые персонажи (объемные или плоскостные). 2. Коротко, но убедительно рассказывает ситуацию, в которой оказались игрушечные герои: Наступила зима, а у белочки нет домика. - не только называя ситуацию, но и рассказывая об опасности. Стараться вызвать у детей отклик на происшедшее: Маленьким бельчатам негде жить. Они замерзнут, погибнут от холода, голода, от врагов. Но у зверушек есть защитники – ребятки. Они помогут. – Эта позиция защитников очень важна в воспитательном отношении малышей. Однако они собираются помогать не вообще кому-то, а конкретно каким-то зверушкам. Поэтому каждому ребенку раздаем игрушку (плоскостную).
3. Чтобы дети активно включились в работу, воспитатель объясняет: для спасения игрушечного персонажа, помощи ему необходим именно тот предмет, который необходимо нарисовать: Чтобы спасти бельчат, надо нарисовать домик. С одной стороны получается, что, помогая кому-то, ребенок играет, а с другой стороны – действует не в воображаемой ситуации, а реально. И он не может ограничиться воображаемыми действиями, а создает какой-то предмет, т.е. ребенок сам ставит задачу, в которой заинтересован педагог (ребенок сам решает нарисовать домик бельчатам). Однако ребенок нуждается в помощи и уже внимательно слушает пояснения педагога, следит за его показом – ведь это ему пригодится. 4. Воспитатель не должен забывать, что решает ребенок игровую задачу, а не учебную. Поэтому свои замечания он дает только в игровой форме: Наташа, твой бельчонок хотел жить в домике с крышей. Неважно, что за белочку говорит воспитатель. Важно, чтобы своими указаниями она не раз-рушила целостность игрового образа. В результате занятия у детей получается какой-то продукт (рисунок, лепка, аппликация). Все это они рисовали для кого-то. И если дети в этот момент не проявят инициативы, то воспитатель сама берет в руки игрушку (белочку) и проходится ею по рисунку (например: цыпленок клюет зернышки; жучки ползают по густой траве), т.е. происходит обыгрывание сюжета. Дети тут же подхватывают эту игру, сами играют с игрушками. И вот это игровое действие очень важно для процесса обучения. Поэтому воспитатель на первых занятиях приглашает детей к игре по ходу занятия: нарисовали несколько мазков – травку, и сразу приходит божья коровка и щиплет ее. Игровое действие необходимо для отдыха ребенка, для получения удовольствия и, как стимул, для продолжения деятельности. Постепенно игровые действия сводятся к концу занятия. 5. Оценка работы в младшей группе отсутствует не зря. Дети очень чувствительны, ранимы, и поэтому оценку своей работы они переводят на не-любовь воспитателя к себе. Удобнее руководить работой детей по ходу занятия и критику, замечания преподносить от игрового персонажа: Это колобок не хочет катиться по кривой дорожке. Это котенок просит поправить края мисочки, а то он поранится. Такая критика детям не обидна. А в конце вывешиваются все работы. Особенности работы в подборе игровых приемов 1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем (знакомые игрушки в новой ситуации больше привлекают детей, вызывают более устойчивый интерес, желание вы-полнить работу). 2. Разрабатывая игровые приемы, следует помнить о логике игровых действий, их соответствии реальной жизни (мишка приносит бочонок с ленточками – кукла приносит ленты). 3. Дети должны хорошо знать изображаемые явления, предметы, возможные логически развивающиеся события. 4. Если воспитатель с легкостью обыгрывает рисунок ребенка, то этим самым он может успешно решать задачу развития творчества у детей, их воображения, делать обучение радостным (белочка выбирает себе грибы). 5. Воспитатель всегда учитывает игровой опыт детей: малыши действуют с конкретными игрушками, поэтому воспитатель не предлагает вообразить что-то, а конкретно каждому ребенку раздает игрушку для обыгрывания (петушок на лесенке). 6. Заинтересованность, эмоциональность педагога, но в меру проявленное удивление. Восхищение, радость, огорчение, незаметный переход от игры к прямому обучению и, наоборот, разумное сочетание игровых и деловых отношений – все это очень важно в обучении рисованию и в других видах изобразительной деятельности. 7. Игровые приемы в обучении должны быть направлены на решение игровых задач, а не лишь только, чтобы привлечь детей. 8. Игровые приемы используются для обыгрывания предметов, игрушек или изобразительных средств; используются для обыгрывания результатов работы, готового изображения, иногда и незаконченного результата. Та-кое обыгрывание позволяет живо и убедительно, интересно провести анализ и оценку работ. Именно в этом назначение обыгрывания готового изображения. В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения: Вы будете сегодня художниками, строителями и т.д. Применяются также игровые упражнения: обведение пальчиком по листочку, затем пальчиком в воздухе. Используются игровые моменты (игровые действия): стук в дверь, входит мишка. В своей работе педагог использует образные фразы – это указания от игры, направленные на исправление ошибок в игровой форме: Подсыпь снежку в картинке (подрисуй). Используется также игра-драматизация. Работа на фланелеграфе – для разыгрывания инсценировки, т.е. готовим детей к плоскостному восприятию. В конце занятия можно использовать сюжетное составление из работ (выставляем грибочки на панно для белочки). Особенно важно на занятии сотворчество воспитателя и детей. Литература: 1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989. 2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада \ Сост.: А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. 3. Воспитание и обучение в детском саду \ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М., 1976. 4. Мир детства. Дошкольник \ Под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 1979.
|