Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение Дополнительное профессиональное образование «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» «КГБОУ АКИПКРО» Рабочая программа по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» на 2013 – 2015 учебный год Разработчик: Сахно Алёна Викторовна Должность: воспитатель МКДОУ д.с. «Теремок» с. Родино Родинского района Алтайского края Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 3. Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4. Целевые ориентиры на этапе завершения реализации рабочей программы 5. Календарно-тематическое планирование работы с родителями 6. Календарно-тематическое планирование работы с педагогами 7. Список используемой литературы
Скачать конспект
Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Конституция РФ. 4. СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26 5. Закон Алтайского края от 07.10.2009 № 71-3С «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае». 6. Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г. 7. Устав МКДОУ д. с. «Теремок». 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Направленность программы. Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности. Причины создания программы. Основной причиной для создания программы явилась необходимость интегрированного подхода в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности. Актуальность: Рабочая программа «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, рас¬крывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуе¬мостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом. Цель: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. 3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности. 4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. 5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет). Срок реализации: программа рассчитана на 2 года обучения. Реализация программы рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-6 лет (первый год обучения) – 25 мин; в группе 6-7 лет (второй год обучения) – 30 мин, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26. Форма и методы реализации программы: • Групповая и индивидуальная работа с детьми; • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; • Тематические развлечения; • Мастер-классы с педагогами и родителями; • Консультации для родителей и педагогов; • Родительские собрания с использованием ИКТ; • Публикация информации на сайте ДОУ; • Оформление предметно-окружающей среды. Принципы организации: • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; • учёт возрастных и психологических особенностей детей; • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • игровая форма подачи материала; • сотрудничество Организации с семьей; • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Методическое обеспечение программы: Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: – словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); – наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); – метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы); – игровые (дидактические, развивающие, подвижные); – метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности. Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения НОД; развитие крупной и мелкой моторики. Предполагаемый результат реализации программы: В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества: Инициативность; Самостоятельность; Любознательность; Наблюдательность; Воображение, фантазия, образное мышление; Творческие способности; Склонность к экспериментированию; Способность к принятию решений. В рамках реализации программы предусмотрены способы и формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
|