Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР. |
ИЗО детям | |||
Автор: Савзиханова Севиндж Аладиновна | |||
29.03.2015 10:12 | |||
Изодеятельность как средство развитие цветовосприятия у дошкольников с ОНР. Савзихонова Севиндж Аладиновна Воспитатель МБДОУ№140 г.Мурманск Цвет -это одно из наиболее ярких выразительных средст доступных детям. Цвет -это одно из первых характеристик окружающего мира, который воспринимают дети. Свойства цвета, его природа, влияние на человека многое другое сформировали основы наука -цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится понятным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать. На мой взгляд цветовосприятие -одно из важных педогогических проблем, требующих решение, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета, одно из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству. Известно, что основные новообразования в дошкольном возросте-произвольные психические процессы, внутрений план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возросте не может не сказаться на развитие ребёнка в целом. Задача развития у детей чуства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирована в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета. Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей сосвойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников. Опираясь на работы педагогов Коморовой Т.С., Максимовой Ю.В., Пателеевой Л.В., Секачевой А.В. и др. выделила:
Опираясь на работы Комаровой Т.С., Пантелеевой Л.В. и др. выделила условия развития цветовосприятия у детей и выявила, что основными условиями являются:
Цель работы является научить детей видеть красоту в гармонии красок, ощущать связь между миром цвета и миром собственных чувств. Определены следующие задачи:
В работе использовались следующие принципы:
Проведенная педагогическая диагностика на начало учебного года показала, что дети компенсирующей группы с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в определении цвета и называния его, плохо дифференцируют, обнаружилась тенденция к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, желтый, вместо фиолетового – голубой, синий). У детей компенсирующей группы с общим недоразвитием речи недостаточно хорошо, получается, выкладывать цветовой ряд (от самого светлого, до самого темного), т. е. низкий уровень цветового восприятия. Дети плохо подразделяют и находят теплые и холодные цвета. В работе с детьми использую такие методы, как 1. Игровые методы. Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво. Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя. Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи. На своих занятиях использую ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску. 2. Наглядный метод. Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях широко использую репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И. Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И. Шишкин и т.д. Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности. На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми. 3. Словесные методы. Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются: – художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; использую в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.) 4. Практические методы. Применяю различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык: а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом). Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на занятиях и совместной деятельности использую этот метод, чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации. б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков. В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д. Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации. Большое внимание уделяю работе с родителями, провожу: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ. Проведенная работа показала необходимость использования методов и приемов обучения в системе подобранных игровых упражнений и занятий. Разработанный перспективный план помогает систематизировать и обобщить работу по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятия формируют у детей художественный вкус, свое видение окружающего мира. В дальнейшем необходимо, продолжать поиск новых эффективных методов и приемов в работе, расширять картотеку игр, заданий и упражнений с детьми, разработать советы, рекомендации для специалистов и родителей по развитию цветовосприятия у детей с общим недоразвитием речи. Список литературы:
|