Козлова Вера Васильевна Воспитатель IKK МБДОУ д/с № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников «Родничок», г. Североморск, Мурманская область
Задачи: Образовательные: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях пчёл; их пользе в жизни человека. Познакомить с правилами безопасного поведения при общении с пчёлами. Обогатить словарный запас, упражнять в отчётливом произношении звука «З». Совершенствовать технику раскатывания небольшого комка пластилина продольными движениями ладоней для получения удлинённых цилиндров (колбасок) для постройки улья. Развивающие: Развивать мелкие мышцы пальцев рук, пространственное мышление, эстетический вкус.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к пчёлам, бережное отношение к природе. Предварительная работа: Наблюдения за пчёлами во время прогулки, рисование «На пасеке», чтение рассказа С. А. Баруздина «Пчелиная напасть», Н. Абрамцева «Сказка о весёлой пчёлке», А. Лопатина «Первый сбор», просмотр мультфильма «Пчёлка Майя» В. Бонзельц. Словарная работа: пчела, нектар, пыльца, зобик, улей, пасечник, пасека. Наглядный материал: наглядный - картинки с изображением пчелы, сот, улья; ( иллюстрации по теме можно заменить презентацией); макет улья, вылепленного из пластилина; макет полянки. Раздаточный материал: маленькие пчёлки из картона на каждого ребёнка, по 2 квадрата из картона 6Х6 на двоих детей; пластилин, доски, стеки; медовый напиток, стаканчики по количеству детей. Ход занятия. 1 часть. - Ребята, я вам загадаю загадку, а вы мне подскажите отгадку: Над цветком кружит, кружит, Села, сок с цветка взяла Мёд готовит нам она…(пчела) Воспитатель выставляет на доску иллюстрацию с изображением пчелы. Рассматривают. Рассказ воспитателя: Это пчёла, она полосатая с большими блестящими, прозрачными крыльями и с шестью цепкими ножками. Голова у пчелы не очень большая, а глазки удлинённые и крупные. Усики двигаются быстро-быстро, они словно ощупывают цветок. - Длинным хоботком пчела высасывает сладкий сок с цветов. Он называется – нектар. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) - Ребята, а пчела не пьёт нектар, она собирает его в специальный мешочек – зобик, который находится у неё в брюшке. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) - Кроме нектара пчёлы собирают пыльцу. Они переносят пыльцу с цветка на цветок, от этого в цветке зарождается плод, старый цветок увядает, а новый рождается. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) «Золотая пчелка весело жужжит, К цветикам душистым целый день спешит. Дал нектара ей дружок, бело- розовый цветок. На прощанье он сказал: «Я тебя так долго ждал. Золотой пыльцы отведай и моих друзей проведай» - Пчёлка нагрузилась пыльцой, которая находится у неё на задних лапках, и нектаром, который находится у неё в специальном мешочке – зобике, и полетела к себе домой. Загадка: Есть на свете сладкий дом, Садом пахнет в доме том. А жильцы, жужжа от радости, В домик свой приносят сладости, Угощая нас потом. Угадайте - что за дом? (Улей) Показ иллюстрации с изображением улья. - Верно, пчёлка полетела к себе в улей. В каждом улье живет большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела-матка (царица пчел) и рабочие пчелы, которые добывают мед. В ульях пчелы строят себе квартиры из воска, их называют – соты. (Показ иллюстрации, хоровые и индивидуальные ответы) - Ульи размещают по несколько штук на поляне, лугу, в саду. И это место называют – пасека, а человека, который ухаживает за ульями, пчёлами и скачивает мёд их ульев - пасечник. (Показ иллюстраций) -Ребята, какую пользу приносит пчела человеку? (Она даёт человеку мёд) - Действительно, мёд очень полезен. Им люди лечатся от простуды, добавляют мёд при изготовлении лекарств, кремов, а из воска - делают свечи. - Почему мы боимся пчёл? (Жалятся). Так они защищаются, и если к вам пчёлы подлетели , то не нужно махать руками. Нужно встать и стоять тихо, тогда они улетят и не причинят вам вреда. -Посмотрите внимательно вокруг, может, и вы увидите у нас в группе пчёлок. Дети осматриваются по сторонам, находят пчёлок из бумаги. - Пчёлки, летите ко мне. -Ребята, весной, когда пчёлки после зимы вылетают из ульев, люди приговаривают: Пчёлки - пчёлушки, медоносушки, Летите по волюшке, Несите медок в сотушки! Физкультминутка. Игра 2 раза. (Воспитатель произносит слова, дети двигаются по группе изображая полёт пчёл. Во время движения произносят звук «З») - Улетели пчёлки в поле, а вернувшись не нашли своего домика - улья. Что же делать? Как им быть? Давайте поможем им. Подумайте, как нам помочь пчёлкам? ( Можно слепить улей). 2 часть. Рассматривают образец вылепленного улья из пластилина . - Что нам понадобится для работы? (пластилин и 2 картонки квадратной формы) - Для чего нужны картонки? (одна – крыша улья, другая – пол улья) - Какой формы улей? (квадратной) - Из каких частей мы будем собирать улей? ( слепим колбаски из пластилина, соединим их друг с другом, получится стенка) -Какой длины должны быть брёвнышки? (одинаковой). Почему? - Сколько стенок у улья? (четыре) - Как будем собирать улей? (по очереди складывать брёвнышки, что бы улей не рассыпался). Соединять «колбаски» нужно плотно прижимая друг к другу. - Объединяйтесь в пары и приступайте к работе. ( Работа в парах, индивидуальная помощь) Выставка ульев на полянку. - Молодцы, ребята. Помогли пчёлкам найти их домики. Давайте поселим пчёлок в ульи, пусть живут дружной семьёй. А на зиму, пасечники убирают улья в погреб, чтобы пчёлы не замёрзли. В народе говорили: «Улья в погреб ставь, праздник мёда правь». - А что бы вы были здоровыми, я вам приготовила сегодня медовый напиток. Попробуйте. Дети угощаются медовым напитком.
|