Использование технологии проектного обучения, как новой формы совместной познавательно-творческой деятельности детей, педагогов и родителей. Опыт работы педагогов МБДОУ детского сада № 322 города Екатеринбурга. Монакиной Натальи Анатольевны, Нифонтовой Татьяны Викторовны В связи с модернизацией системы дошкольного образования и введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость пересматривать подходы к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, которые бы способствовали всестороннему развитию личности ребенка, формированию духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств. На наш взгляд, благодаря сочетанию теоретических знаний и их практического применения проектная технология оказывает неоценимую услугу в реализации современных требований системы дошкольного образования.
Использование проектной деятельности наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги и дети, но и родители. Тем более что важнейшим требованием, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, где признается право родителей на непосредственное участие в жизни группы и детского сада. Проект – это процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности, предпринятый для достижения цели и ведущий к запланированному результату. Проектная деятельность включает в себя разные виды совместной деятельности в рамках определенной темы. Тема является содержательной канвой проекта. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск и спланированные действия педагога, детей и родителей. Исследовательский поиск – направленная познавательная деятельность на результат. Направленная познавательная деятельность – процесс совместной работы всех участников образовательного процесса. Ценность нашего опыта заключается в том, что на протяжении всего проекта непосредственными участниками являются родители. Получить результат и работать над проектом это значит применить необходимые знания и умения из разных областей. Модернизация образования связана с отказом от «знаниевой» педагогики, переориентированием оценки результата образования на понятие «компетенция», «компетентность», то есть сочетание знаний и их применение в жизни. Ребенок — дошкольник еще не может самостоятельно найти противоречия, сформулировать проблему, определить цели, поэтому проектная технология, используемая нами, как нельзя лучше развивает у детей умения добывать знания и совершенствовать их на практике. Без тесного взаимодействия и проживания темы всеми участниками проекта, на наш взгляд невозможно в полной мере научить детей самостоятельно добывать знания необходимые им в той или иной ситуации, а в последующем и в жизни. Чтобы сотрудничество было эффективным и преследовало единые цели, направленные на развитие личности ребенка, необходимо заинтересовать родителей, дать им необходимые теоретические и практические знания и уже в дальнейшем использовать их положительный потенциал. Таким образом, родители становятся не только источниками информации, помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но имеют возможность обогатить свой собственный опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В ходе проекта развиваются детско-родительские отношения. Ребенок становится интересен родителям, так как он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь всех участников проекта наполняется богатым содержанием. В настоящее время одним из принципов, заложенных в содержание и структуру любой программы детского сада, является принцип интеграции и комплексно-тематического планирования, в котором максимально используются разнообразные виды детской деятельности, креативность, вариативность образовательного материала. Этот принцип способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и достижению ведущей цели дошкольного образования. Метод проектов соответствует этому принципу. Метод проектов нами используется уже с младшего дошкольного возраста и носит ролево-игровой и творческий характер. Например, проект «Гараж» решает задачи безопасности дорожного движения детей, знакомит с видами транспорта, учит правилам поведения на проезжей части и тротуаре, назначением сигналов светофора и значением дорожных знаков. Все участники проекта проживают эту тему в различных видах деятельности и в результате проекта возникают продукты совместной деятельности детей и взрослых в форме рисунков, построек из строительного материала, книжек-малышек, семейных газет. Работа над темой проекта буде наиболее результативной, если педагогом в группе будет создана соответствующая предметно-развивающая среда. Например, в ходе реализации проекта «Дети неба под нашей защитой» в группе была создана такая предметно-развивающая среда, в которой дети могли самостоятельно получить знания о разных видах птиц. Были оформлены центры развития: «Библиотека» (энциклопедии, иллюстрации, журналы, альбомы, художественная литература), «Искусств» (раскраски, трафареты, свистульки, маски, костюмы, фигурки птиц), «Природы» (гнездо птицы, Красная книга Урала, альбомы «Назови птицу по внешнему виду», «Птицы в рекордах Гинесса», «Какие бывают птицы», «О чем говорят названия птиц»), сюжетно-ролевых игр «Зоомагазин», «Ветаптеке», «Ветеринарная станция». Как правило, в ходе реализации проекта возникают «продукты» деятельности. Продуктами выступают – рисунки, поделки, коллекции, сборники и так далее. А результатом проекта служат совместные мероприятия, проходящие в форме интерактивной игры, викторины, соревнования, презентации. Целью, которую мы решали в ходе своей работы, являлось использование проектной технологии, как средства сплочения всех участников образовательного процесса для развития у детей личностных качеств и формирования единого образовательного пространства. Задачи: 1. Гуманизация отношений между всеми участниками образовательного процесса (педагог – дети – родители), объединение их в одну команду. 2. Расширить образовательное пространство через использование новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. 3. Развивать у детей личностные качества (компетентности): самостоятельность, креативность, инициативность, лидерство, способствующих в дальнейшем успешности в школе. Так как одной из основных задач нашей работы является вовлечение родителей в образовательный процесс, а именно в проектную деятельность, мы выделили два направления и разработали структурно-содержательную модель взаимодействия с семьей.
Скачать полную версию презентации
Нифонтова Татьяна Викторовна
старший воспитатель МБДОУ детский сад № 322 г.Екатеринбург, Свердловская область
|