Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью
ИЗО детям
Автор: Анна Анатольевна Зуева   
15.09.2014 05:23

Развитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписьюРазвитие чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью.

Тема выбрана не случайно т.к. заинтересовал вопрос развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста. Цвет помогает выявить основные средства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность. Цвет является одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции.
Следует подчеркнуть силу эстетического и эмоционального воздействия, красоту окружающего мира.

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию и отечественной истории.

Таким образом, изучение данного вопроса требует необходимости развития и дальнейшего изучения данной проблемы.

Цель данного исследования – изучить возможности развития чувства цвета у детей среднего дошкольного возраста в декоративном рисовании.

Развитие чувства цвета будет успешным при ознакомлении детей среднего дошкольного возраста с дымковской росписью, при условиях:

- заинтересованности декоративным искусством;
- разработки педагогической программы ознакомление детей с дымковской игрушкой с поэтапным усложнением;
- использования комплексных методов и приемов развития чувства цвета.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития чувства цвета у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методическую литературу по методике ознакомления с народным прикладным искусством.
3. Провести ознакомление детей среднего дошкольного возраста с народным прикладным искусством.
4. Выявить диагностику уровня чувства цвета у детей (констатирующий эксперимент).
5. Продумать и провести работу по развитию чувства цвета через ознакомление с дымковской росписью.
6. Определить эффективность проделанной работы по развитию чувства цвета у детей (контрольный эксперимент).

Для реализации данных задач был разработан перспективный план работы.
Для развития цветовосприятия, была проведена серия занятий по ознакомлению с дымковской росписью («Украсим узором салфеточки для чашек», «Укрась узорами юбку дымковской барышни», «Роспись фартука дымковской росписью», «Укрась узорами кокошник для барышни», «Роспись дымковских коней», «Роспись дымковской игрушки», «Петушок – красный гребешок»). Серия занятий строилась с учетом принципа постепенности – от простого к сложному.

В процессе проведения занятий использовались такие методы, как:

- метод наблюдения;
- метод прорисовывания элементов рисования сухой кистью перед началом работы;
- вопросы к детям;
- показ выполнения работы воспитателем;
- художественное слово;
- индивидуальная работа.

Также в работе с детьми были использованы различные формы организации по подготовке к занятиям по декоративному рисованию. Занятия по ручному труду, дети учились навыкам оформительской деятельности и воспитанию эстетического вкуса. Проводились экскурсии в природу, где дети учились замечать красоту природы. Все полученные знания, умении и навыки применялись в других видах деятельности аппликация, лепка, ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, чтение художественной литературы. В свободное время дети рассматривали предметы народно-прикладного промысла, книги, иллюстрированный материал, составляли узоры, рисовали.

Все формы и виды работы опирались друг на друга, что способствовало развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений и цветовосприятия.

В работе с родителями наиболее доступной формой работы является консультации, беседы. Родители стали чаще интересоваться жизнью, поведением и успехами своих детей, оказывать свою помощь.

Работа по созданию предметно-развивающей среде в группе проводилась в соответствии с требованиями приоритетной деятельности нашего дошкольного учреждения. Были разработаны д/и: «Народные промыслы», «Сложи узор», «Волшебный домик». Внесены различные виды изобразительных и художественных материалов (трафареты, печатки, бумага различных цветов и размеров и т.д.). Пополнен материал по ознакомлению с художественными промыслами (иллюстрации, фото, наборы открыток, предметы декоративного творчества и т.д.).

Заключительным этапом работы был контрольный эксперимент. Из результата диагностики данного эксперимента видно, что уровень развития детей повысился.
Дети самостоятельно научились выбирать цвета краски присущий дымковской росписи. У детей повысился интерес к дымковской игрушке, знают ее особенности. Дети знают цвета дымковской росписи. Во время занятий выражают свои радостные эмоции.

В конце работы дети были довольны результатом своей деятельности. Также делали высказывания по поводу работ товарищей, оценивали их деятельность. Родители стали проявлять интерес к деятельности своих детей.
Изучив теоретические исследования по проблеме развития чувства цвета, у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтвердилась, что условия:

- заинтересованность детей декоративным искусством
- разработка педагогической программы, с поэтапным усложнением
- использование комплексных методов и приемов развития чувства цвета

Являются эффективным средством для развития цветовосприятия. Была выявлена динамика в развитии чувства цвета у детей. Использование дымковской народной игрушки дает возможности решать задачи художественного развития и воспитания детей; постепенное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей № 322 города Нижнего Новгорода Зуева А.А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год