Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИЗО детям
Автор: Кирпичникова Анна Сергеевна   
09.01.2025 10:23

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кирпичникова Анна Сергеевна Педагог, МАДОУ № 17 «Огонек» г. Южно-Сахалинска

В постковидную эпоху в образовательных организациях отмечается возросший уровень интереса к художественному творчеству, изобразительному искусству, рисованию. В художественных школах и учреждениях дополнительного образования регистрируется полный набор на программы по рисованию. Такая тенденция прослеживается и среди детей дошкольного возраста. Вместе с тем, возрастает интерес и к дистанционным программам по художественному творчеству. Настоящая статья рассматривает перспективы развития обозначенной тенденции и определяет необходимость организации смешанного обучения и внедрения элементов музейной педагогики при реализации дополнительных общеразвивающих программ по рисованию.

Работа педагога в области развития мышления детей дошкольного возраста, их художественного вкуса, эстетических чувств, коллективизма, адаптации не остается без внимания родительского сообщества, коллег.

 

Существует точка зрения, по которой считается, что художественное творчество в дошкольном детстве рассматривается как инструмент прикладного развития – пространственного мышления, моторики, глазомера и т.д. Авторы статьи рассматривают художественное творчество в дошкольном возрасте как инструмент взращивания художественного начала в ребенке через пробуждение необходимости осуществлять анализ, оценку и интерпретацию художественного произведения вкупе с прикладными возможностями таких программ.

Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой дети дошкольного возраста должны иметь возможность увидеть оригинальные произведения искусства. Посещение музеев в раннем возрасте задает тон дальнейшему изучению своей культуры, развивая навыки интерпретации визуального языка. Как заметил Уолш- Пайпер: «Впечатления от посещения музея, начиная с эстетики архитектуры, в которой происходит личная встреча с великим произведением искусства, способна вызвать удивление и трепет, создавая запоминающиеся образы для ребенка». Кроме того, многие исследователи описывают музеи как неформальную среду обучения, где предметы и впечатления стимулируют любопытство, которое может проявляться как в кабинете, так и за его пределами. Мы предлагаемдвигаться в перспективе создания дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности образования как программы музейного партнерства, чтобы предоставить педагогам, реализующим программы изобразительного искусства, возможность использовать музейный опыт для раскрытия потенциала и талантов каждого ребенка.

Вместо того чтобы полагаться на вторичные источники, такие как печатные иллюстрации и цифровые репродукции произведений искусства, совместная программа позволила бы ощутить эффект от обучения дошкольников на основе первичных источников, таких как настоящие произведения искусства в аутентичной обстановке и сам музей.

Мы не можем переоценить важность ощущения собственного присутствия в музейной среде: «Если просмотр произведений искусства может привести к пониманию взаимосвязи между людьми и материальными объектами и, в конечном счете, к пониманию творческого духа человека, то, безусловно, необходимо разработать способы постоянного ознакомления наших студентов с искусством к такому опыту.» (Стоун, 2001, с. 8). И хотя эта мысль давно не нова, но, тем не менее, дошкольники пока не получили возможность обучаться по дополнительной программе изобразительного искусства с музейным партнёрством, где возможность созерцать культурные достижения, будет являться катализатором развития ребенка.

Обучающиеся по такой программе имели бы возможность научиться критически оценивать свои собственные интеллектуальные и эмоциональные реакции на произведения искусства, а затем и моделировать осознанные и четко сформулированные дискуссии о них. Присутствие художественного музея в дополнительной общеразвивающей программе поможет научиться думать об искусстве и реагировать на него.

Вовлечение обучающихся в «осмысленную интерпретацию», а также «осмысленную речь», является важным шагом на пути развития грамотности зрителей. Основой этого опыта является целостное понимание искусства, которое позволяет детям выйти за рамки своего непосредственного визуального и эмоционального восприятия. Элементы музейной педагогики поощряют дошкольников рассматривать произведение искусства с различных точек зрения, включая:

(1) историческое и культурное значение;

(2) формальные качества, включая композицию, форму и цвет;

(3) смысл произведения.

В таких условиях, при реализации подобной программы, очевидно, что важнейшей обязанностью педагога будет вести дискуссии об искусстве в музеях или образовательной организации. Так, постепенно обучающиеся приобретают некий художественный опыт, «насмотренность», становясь при этом заядлыми посетителями музеев и любителями искусства, а музей и общество получают выгоду от привлечения новой аудитории и воспитания высококультурной личности.

В сложившихся реалиях, у родителей существует широкий выбор среди программ художественной направленности. Главный вопрос, на который необходимо ответить это – какая из программ является наиболее эффективной, обучаться очно или дистанционно.

Одним из главных преимуществ очного обучения на программах художественной направленности, является возможность взаимодействия в небольших группах. Десятилетия исследований, посвященных групповому сотрудничеству, показали, что на небольших расстояниях люди способны передавать друг другу важные социальные сигналы, которые способствуют взаимопониманию и взаимному доверию, что так важно для детей дошкольного возраста.

Лучшие условия обучения создают возможности для невербального общения. Информация и социальные сигналы, которые, как было доказано, способствуют сохранению знаний, а также создают чувство психологической безопасности, необходимое для обмена и принятия новых идей, что так же отражает специфику художественного творчества.

Дополнительные общеразвивающие программы по изобразительному искусству, реализуются не только очно, но и дистанционно. В виртуальной образовательной среде цифровизация, если она хорошо спроектирована, педагог может предложить возможности для обучения, которые в некотором смысле превосходят возможности, предоставляемые на очном занятии. Интерактивные средства, такие как высококачественное видео и аудио, могут быть легко использованы в презентации, а обучающиеся, которые находятся за монитором, могут использовать интерактивные элементы, такие как коридоры, чаты, облака слов и даже более сложные приложения (цифровое моделирование). Напротив, обучающиеся очно не могут по-настоящему ощутить это захватывающее мультимедийное дополнение, если только педагог не будет постоянно работать с открытым ноутбуком, и цифровой доской, что снижает когнитивные преимущества личного присутствия, и, кроме того, противоречит установленным санитарным требованиям.

К сожалению, многие педагоги по-прежнему в значительной степени имеют устоявшеесяпредставление о модели преподавания программ художественного цикла «мудрец на сцене», где педагог являет собой образец подражания, а обучающиеся копируют его методы. Жан-Жак Руссо – говорит о важности и центральной роли ученика в педагогике, а не педагога. Руссо предвосхитил более гибкий подход к образовательному процессу, который становится более гуманистическим. Дистанционные программы, получившие свою популярность в эпоху COVID-19 обозначили проблему – необходимость присутствия обучающегося как центральной фигуры образовательного процесса, субъекта, а также – эффективность существующей системы и необходимость организовывать смешанный режим обучения.

Хотя COVID-19 является первой крупной глобальной пандемией, с которой мы столкнулись за последнее столетие, эпидемиологи полагают, что в ближайшие годы возможно повторение подобного сценария. Педагогам, реализующим программы по изобразительному искусству необходимо уже сейчас продумать долгосрочные альтернативные варианты обучения. Пересмотреть ресурсы для осуществления качественного образовательного процесса, включающего и цифровые модели обучения.

Теперь стало очевидным, что педагоги стали лучше знакомы с цифровыми технологиями, ичувствуютсебя комфортно работая в цифровых образовательных системах, способны обеспечить богатый опыт работы в классе на виртуальной платформе, однако это в большей степени касается учителей в общеобразовательных организациях, и в меньшей степени педагогов в системе дополнительного образования, и в еще более меньшей степени – педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Государственные требования, касающиеся обеспечения высококачественной подготовки педагогов по вопросам организации дистанционного проведения занятий и, в конечном счете, получения знаний, обеспечат большую гибкость в работе с дошкольниками, а также решат проблему более широкого доступа к дополнительным программам, в том числе и по изобразительному искусству даже в периоды отсутствия пандемии.

АИС ПФДО, в которой работают педагоги дополнительного образования в Сахалинской области предлагает дистанционную образовательную платформу, где педагог может обучать десятки или сотни детей ежегодно, а также надлежащим образом спланировать образовательный процесс без ущерба целям и задачам образования и воспитания. Постулат о непрерывном образовании довольно органично вписывается в данную концепцию смешанного обучения, когда часть курса педагог реализует на дистанционной платформе, а часть – очно в аудитории. Такие занятия смешанного типа, когда обучение ведется и очно и дистанционно могут стать хорошей альтернативой и дать новый виток развития художественной направленности и реализации дополнительных программ по рисованию, в частности. Лучшие практики могут быть обобщены как в цифровом, так и в физическом пространстве.

Список использованных источников:

  1. Бородина, Л.В. Экологическое воспитание дошкольников на примере техник нетрадиционного рисования в средней группе детского сада / Л.В. Бородина // Образование от "А" до "Я". 2023. № 4. С. 19-21.
  2. Шешко, А.С. Рисование натюрморта с натуры как средство эстетического воспитания старших дошкольников / А.С. Шешко // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. Материалы Четвертой научно-практической конференции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. 2019. С. 325-327.
  3. Edward, J. Balleisen, Rita Chin. The Case for Bringing Experiential Learning into the Humanities // Daedalus, Vol. 151, No. 3, The Humanities in American Life: Transforming the Relationship with the Public (2022), pp. 138-152
  4. Frances, M. Clarke, Sarah Gleeson White. New Digital Resources for Teaching in the COVID Age // Australasian Journal of American Studies, Vol. 41, No. 1 (JULY 2022), pp. 59-80 5. Walsh-Piper, K. Art museums and children in the United States. Reston, VA: National Art Education Association. 1994. 6. Stone, D. Using the art museum. Worcester, MA: Davis Publications. 2001.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год