Опыт работы на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через изобразительную деятельность» |
ИЗО детям | |||
Автор: Смирнова Ульяна Михайловна | |||
11.05.2015 21:20 | |||
Опыт работы на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через изобразительную деятельность» МБДОУ Детский сад №4 Воспитатель: Смирнова У. М. Апрель 2015 год. Тверская область п. Максатиха Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Я работаю с детьми раннего возраста по программе Т.Н. Дороновой «Из детства — в отрочество». Большое внимание я уделяю сенсорному развитию детей. Знакомя своих деток с сенсорной культурой, я учитываю возрастные особенности детей. Много лет я работаю по данному вопросу с детьми раннего возраста, а в настоящее время с детьми 1- младшей группы эту работу расширила и разнообразила. В группе создана предметно-развивающая среда: игровой уголок, опытнический, музыкальный, уголок ИЗО, а также имеется разнообразный дидактический материал: сенсорный стол, пирамидки, логические игрушки с отверстиями разной формы, игрушки-шнуровки, матрешки, крупный и мелкий конструктор, мозаики, игры с прищепками, различные дидактические игры, пуговицы (для коррекционного развития, развития мелкой моторики рук, а также имеется методическая литература по данному направлению, которую я использую в работе с детьми. Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел программы «Из детства – в отрочество», а включено в разные виды деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д. Сенсорное развитие детей в изобразительной деятельности. В нашей группе создан уголок «Художественного творчества». Занятия рисованием, лепкой, аппликацией – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, дети отражают не только то, что видят вокруг, но и проявляют собственную фантазию. В уголке для художественного творчества есть наборы карандашей и фломастеров, восковые мелки, тонированная и белая бумага, гуашь и кисти, дощечки, пластилин и стеки, различные трафареты для рисования и украшения, клей- карандаши и салфетки для аппликации, стаканчики для воды. Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие, развивает фантазию, помогает освоить сенсорные эталоны. Все материалы и оборудование для творчества находится на доступном расстоянии для детей. В помощь к уголку по изобразительной деятельности создан уголок сенсорного развития и восприятия, где располагается сенсорный стол. Дети не только могут подуть на цветную ленточку или шарик запоминая основные цвета, но и развивают дыхательные мышцы щёк. Многие игры и пособия изготовлены своими руками. На занятиях рисованием, лепке, аппликацией я знакомлю детей с сенсорными эталонами; учу выделять форму предмета, отношение частей, цвет, величину (темы занятий по рисованию: «По ровненькой дорожке», «Дождик, дождик, пуще», «Петушок, петушок золотой гребешок», «Листья жёлтые летят», «Первый снег»,, «Огоньки на елочке весело сверкают», «Светит солнышко в окошко», «Подводное царство», «Такие разные снеговики»); на занятиях по лепке знакомлю со свойствами материалов (глина, тесто, пластилин) темы занятий: «Заборчик для петушка», «Вышла курочка гулять», «Бусы», «Ай, качи-качи-качи. Глянь баранки, калачи», и т. д. темы занятий по аппликации: «Шары для мишки», «Домик для куклы», «Самолёты», «Снеговики», «Вагончики», «Сложи цветок» и т.д. Все занятия по изобразительной деятельности построены по принципу «от простого к сложному» и проводятся один раз в неделю в течение года, продолжительность занятия составляет 10 – 15 минут. Моим деткам очень нравятся интегрированные занятия: на одном занятии мы рисуем петушку хвост красками, а на следующем лепим ему хвост из пластилина, на аппликации клеим цветные полоски похожие на хвост. Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, сказок – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию. Все занятия проходят в игровой форме, дети легко и спокойно осваивают данный материал. Малыши очень любят помогать героям, что способствует развитию таких качеств как отзывчивость, справедливость, доброта, честность и т.д.
|