Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года» |
ИЗО детям | |||
Автор: Кузнецова Ольга Васильевна | |||
02.08.2021 15:04 | |||
Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по временам года» Кузнецова Ольга Васильевна, воспитатель, г. Череповец Цель. Обогащать опыт восприятия детьми живописных произведений. Задачи. Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методы и приемы: рассматривание, пояснение, сравнение, вхождение в картину, метод акцентирования деталей, метод музыкального сопровождения и оживления детских эмоций, игровые приемы. Материалы и оборудование: репродукции картин И. Остроухов «Золотая осень», И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Март», А. Рылов «Полевая рябинка»; материалы для игры «Составь палитру картины» (кружочки теплых и холодных оттенков), демонстрационный материал – гроздь рябины, соцветие пижмы, аудио запись произведений П. Чайковского из альбома «Времена года», Ф. Шопен «Осень», книга про времена года, листочки, снежинки, сердечки. Ход Занятия - Ребята, ко мне в руки попала вот эта интересная книга про времена года и вот что я в ней прочитала: Далеко-далеко высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут поживают Круглый год и его четыре дочери: осень, зима, весна, лето. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди погулять. - А можно ли встретиться во всеми временами года одновременно (ответы детей) - Хотите попасть к ним в гости? (да) - Тогда отправляемся в путешествие по временам года, скорее занимайте места, закрывайте глазки – мы отправляемся. (звучит музыка, появляется репродукция картины И. Остроухова «Золотая осень») - Ребята, открываете глаза, вот это чудеса! В какое время года мы с вами попали? (Осень) - Правильно, на этой картине художник Илья Семенович Остроухов изобразил осень. Рассматривание картины - Давайте, возьмем подзорную трубу и рассмотрим, что же изображено на -картине? (деревья, листья, птицы, природа). - Художник в своей картине рассказал нам о красоте небольшого кусочка леса. - Что за деревья изображены на переднем плане? (клен, береза) Как вы догадались? (ответы детей) - Посмотрите, какие краски использовал художник, чтобы изобразить листву на этих деревьях? (ответы детей) - Согласна, среди желтых листьев клена и березы есть и другие листья. Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, и оранжевых листьев. - Обратите внимание на дерево слева, чуть в глубине картины. Каким его изобразил Остроухов? (ответы детей) - Среди других деревьев на картине оно отличается своей могучестью, словно лесной сторож, следящий за порядком в лесу. Ствол его корявый, темный. Но с приходом осени и это могучее дерево нарядилось в золотой наряд. С крон деревьев начала осыпаться листва. Как называется это явление природы? (листопад) - Давайте его изобразим. Возьмите листочки деревьев и выходите на середину группы. Игровое упражнение «Листопад» Листья падают, летят. Настоящий листопад. (Машем руками перед собой и по сторонам) Листья на ветру окружаться (Кружимся на месте) Листья на траву ложатся (приседаем и встаем) Ветер с листьями играет- Поднимает, опускает. поднимаем и опускаем руки) - Вернемся к нашей картине. Какой основной цвет использовал художник? (желтый) - А какой это цвет – теплый или холодный? (Теплый) - Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, темных стволов. Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать? (осень красивое время года) - Красавица осень не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения. Слушание отрывков из музыкальных произведений - Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины (ответы детей) - Правильно, второе музыкальное произведение больше подходит к картине. - Предлагаю вам заглянуть в глубину картины, в самый центр, что вы видите? (Там изображены сороки). - А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (кругом тихо, птицы никого не боятся.) - Какое настроение передает художник в своей картине? (Грустное, печальное). - Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом) - А мы прощаемся с осенью и продолжаем наше путешествие (звучит музыка, на столе репродукция картины И. Шишкина «Зима», закрытая снежинками) - Ребята в какое время года мы попали? (Зима) - Какие приметы зимы вы знаете? Какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая) Игровое упражнение «Сдуй снежинки» - Предлагаю вам сдуть снежинки и увидеть, какой пейзаж под ними скрывался. - Что изображено на этой картине? (зимний лес) «Вход в картину» - Давайте пофантазируем, представьте, что вы оказались в этом зимнем лесу. Что можно почувствовать, ощутить, услышать, «войдя в эту картину»? Прислушайтесь. Что вы слышите? (ответы детей) - Тишина! Только кое-где от мороза потрескивает кора деревьев. Упадёт вдруг с ветки клок снега – и опять тишина. - Понюхайте воздух. Чем же он пахнет? (свежестью, морозом) - Предлагаю вам внимательно рассмотреть лес. Какой он? (большой, дремучий, сказочный, снежный) - Что за деревья растут в этом лесу? (ели) - Правильно, это огромные ели, ветви у них расположены высоко. - А есть ли маленькие елочки? (Да, их не видно, они засыпаны снегом). - Ребята, много ли снега в лесу? (много) - А какой он? (белый, сероватый) - На картине много деревьев, поэтому снег слегка светло-коричневый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где есть полянка и луч света пробился через ветви деревьев, снег желтоватый. - Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала. Чародейкою Зимою Чудной жизнью он блестит. - Зимой лес спит, не будем его больше тревожить и продолжим наше путешествие (звучит музыка, появляется репродукция картины И. Левитана «Март») Рассматривание картины - В какое время года мы с вами перенеслись? (мы попали в весну) - Какая весна нас встречает: ранняя или поздняя? Ранняя весна. - По каким признакам вы догадались, что это ранняя весна? (Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой, ветки деревьев еще голые, набухают почки, появились первые проталинки) - Какая погода изображена на картине? Солнечный день. - Почему вы думаете, что день солнечный, ведь на картине не изображено солнце? (Художник нарисовал яркое голубое небо, видны тени) - Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его. Игровое упражнение «Палитра цветов» - Какие краски использовал художник, когда писал картину? Найдите эти цвета в палитре (Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый) - Для изображения чего Левитан использовал белую и серую краски? (для снега) - Что написано голубым, тёмно- синим цветом? (Небо) - Коричневым? (Дорога к дому, дом, лошадь) - Какие чувства вызвала у вас эта картина? (Чувство радости) - Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна. Игровое упражнение «Машина времени» - Закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь? (На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц) - Что бы вы стали делать, если бы попали в картину? (Ответы детей) А я предлагаю вам подвигаться. Динамическая пауза «Весна» Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. (Потягивание) Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей! (Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны) Справа — первые цветочки появились на лужочке. (Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) Слева — быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк. (Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором) Мы кораблик смастерили, (Соединить ладони перед грудью) В ручеёк пустить решили. (Удаление сложенных ладоней вперёд от себя) Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! (Машем ладонями, прощаясь с корабликом) Вот как весело играть и в весенний день гулять! (Легкие подпрыгивания и ходьба на месте) Вот так с веселым и радостным настроением продолжается наше путешествие (звучит музыка, появляется репродукция картины А. Рылова «Полевая рябинка») Рассматривание картины - Ребята, какое время года изобразил художник? (Лето) - Правильно, на своей картине художник Аркадий Рылов изобразил разгар лета. По каким признакам вы догадались, что это лето? (трава зеленая, высокая, цветы) -Давайте внимательно разглядим эту картину. Что художник изобразил на переднем плане? желтые цветы) -Правильно, и цветы эти называются – пижма. В народе эту травку называют полевой рябинкой. - Как вы думаете, почему пижму называют полевой рябинкой? (ответы детей). - Пижму называют полевой потому, что чаще всего ее можно встретить на полях, в вот схожесть с рябинкой действительно есть. Если внимательно всмотреться в листья пижмы, можно увидеть, что они почти такие же, как и у рябины. Сравнение грозди рябины и соцветия пижмы (показ грозди рябина, соцветие пижмы) - Посмотрите на гроздь рябины и соцветие пижмы. Похожи ли жёлтые цветы пижмы на картине на эти гроздья? (ответы детей) - Конечно, похожи. Цветы пижмы круглой формы и очень плотно расположены друг к другу на стебле. Если перевернуть соцветие, то оно явно схоже с гроздью рябины. - Что кроме цветов изобразил художник? (трава, река, березки, облака) -Давайте рассмотрим их по отдельности (закрывается часть картины остается только рассматриваемый объект) -Что вы можете сказать про траву. Какая она? густая высокая, сочная, зеленая) - Немного поодаль от цветов и травы видна речка небольшая речка с водой глубокого синего цвета, в ней отражается небо. Каким художник изобразил небо? (небо синего цвета по нему проплывают белые, пушистые облака) - Слева на картине несколько в глубине художник изобразил деревья. Как они называются? (березки) - Березка – один из символов России. Как же художник передал образ этих деревьев. Какими он изобразил их на картине? (березы на картине молодые, тоненькие) - Посмотрите на ветки берез, они немного изогнулись под напором дующего ветерка. - Ребята, а какой летний день изобразил художник — солнечный или пасмурный? (ответы детей) Игровое упражнение «Закрой ладошкой» - Перед вами репродукция этой картины. Закройте ладошкой цветы. Можно ли теперь назвать летний день на картине солнечным и ясным? (день довольно пасмурный) - Есть ли на небе солнышко? (солнышко скрылось за облаками). - Уберите ладошки. Почему же создаётся впечатление яркого солнечного дня? (это впечатление создаётся благодаря ярко-жёлтым цветам, которые наполняют картину) - Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на картину? (ответы детей) - Данный пейзаж наполняет душу радостным чувством. Художник открывает нам красоту скромных полевых цветов, призывает нас насладиться тишиной и яркими красками лета. Итог занятия - Вот и подошло к концу наше путешествие (на доске все четыре репродукции картин) - Благодаря картинам И. Остроухова, И. Шишкина, И. Левитана и А. Рылова нам удалось побывать во всех четырех временах года. Все они разные, у каждого свои краски и свое настроение. Изображая картины в разное время года, художники всегда стремились показать красоту и неповторимость природы. Рефлексия - Мне хотелось бы узнать, какая из этих картин понравилась вам больше всего и почему? - Возьмите сердечко и прикрепите его к той картине, которая понравилась больше всего.
|