Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Хеппенингкак эффективная технология в развитии интереса у детей раннего возрастак изобразительному творчеству». (из опыта работы)
ИЗО детям
Автор: Рыжанова Евгения Александровна   
12.12.2024 15:22

«Хеппенингкак эффективная технология в развитии интереса у детей раннего возрастак изобразительному творчеству». (из опыта работы)«Хеппенингкак эффективная технология в развитии интереса у детей раннего возрастак изобразительному творчеству». (из опыта работы)

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества — отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение.

Ребенок раннего возраста – существо любознательное. … Поэтому очень важно создавать оптимальные условия для его развития. Для этого в своей работе я использую инновационные технологии.

В своей педагогической практике я нашла активное применение такому нетрадиционному методу рисования, как «хеппенинг» (в переводе с английского "случай").

Эта техника относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.

 

«Хэппенинг» обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария, он позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами. Использование данной технологии позволяет малышам чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; даёт полную свободу для самовыражения.

Цель: развитие сенсорного воспитания с помощью творчества.

Определила следующие задачи:

  • развивать мелкуюмоторику;
  • развивать тактильную чувствительность (это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования);
  • развивать творческие способности;
  • развивать ловкость пальцев и кистей рук;
  • развивать представления о цвете;
  • развивать воображение и образное мышление.

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются:

  • представления о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.);
  • творческие и познавательные инициативы;
  • сенсорные эталоны (цвет, форма, объем, фактура);
  • мелкая моторика, тактильное восприятие, пространственная ориентировка;
  • изобразительные навыки;
  • интерес к творческой и познавательной деятельности;
  • ситуации успеха для каждого ребенка.

Свою работу я начала с наполнения предметно-развивающей среды. Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободновыбрать материал для творчества.

Мною был разработан перспективный план занятий с применением нетрадиционных техник рисования. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально с каждым ребенком или подгруппой. Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду.

При организации творческой и познавательной деятельности в форме хеппенинга я выделила этапы работы:

  1. Подготовка материалов для экспериментирования и творчества.
  2. Спонтанное творчество детей, наблюдение за деятельностью детей (поддержка детских инициатив или инициирование деятельности с материалами).
  3. Совместное «создание образа» (рассматриваем продукт спонтанного творчества вместе с ребенком, находим и озвучиваем образы, которые угадываются в рисунке). Процесс «оживления» образа осуществляется при помощи дополнения рисунка отдельными элементами (игрушечные глазки), дорисовывания отдельных элементов.

«Хеппенинг» — замечательный способ создания маленьких шедевров. (рассмотрим некоторые из них).

В совместной деятельности с малышами я использую такие виды хепенинга:

1. Рисование пальчиками.

Этот способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).

2. Рисуем кулачком:

со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальчиками, попробовали рисовать ладошками на листе.

3. Рисование ладошками

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.

По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

4. Технология рисования мятой бумагой

позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка. При использовании густой краски (гуашь) изображение получится фактурным. Жидкая краска (акварель) лучше растворяется в воде и создаёт более мягкие переходы цвета, отпечатки выходят полупрозрачными, воздушными, иногда даже неожиданными.

Для рисования мятой бумагой используется мягкая бумага или салфетка, т.к плотный лист сложнее смять. При рисовании в качестве бумаги не стоит брать газету, она будет отпечатывать типографические элементы.

5. Рисование на подносе.

Это способ – рисования с детьми на поверхности манки или песка. На большой поднос насыпается слой манки толщиной 2-3 миллиметра, разровнять и ребенок рисует. Творить на таком холсте можно бесконечно. Здесь можно использовать все вышеописанные способы, за одним исключением – без краски. Проводя по шершавой поверхности пальчиками можно изображать что угодно – цветы, геометрические фигуры, солнышко, домики, животных и т. д. Иногда, для смены тактильных ощущений (для создания эффекта «прохладного морского песочка»), можно положить манкуненадолго в холодильник.

В своей работе я использовала следующие варианты рисования на манке:

  • Рисование силуэтов животных, предметов, образов.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

  • «Дорожка для машины»

развивать зрительное восприятие пространства;

  • «Чьи следы?»

Развитие фантазии и воображения ребенка.

  • Геометрические фигуры

Закрепление знаний детей о геометрических формах — круг, квадрат, треугольник.

  • Большой-маленький, Длинный-короткий,

Знакомство с величинами, сравнением.

  • Отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков

Упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений.

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга.

6. Рисование поролоном иватными палочками.

обмакивая их в краску, дети печатают при помощи трафарета, что позволяет быстро получить выразительное изображение. Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: подводный мир, цветы,

Тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, полянку из одуванчиков, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.

Данный опыт работы представлен мною педагогическому коллективу на педагогическом совете, а также размещен, на сайте д/с и Дистанционного образовательного портала «Маам. ru».

Хэппининг заинтересовал родителей, с которыми я всегда на связи.

Использую такие формы работы с родителями, как открытое занятие, беседа, консультации, выставки детских работ, оформление информационных уголков.

В заключении хочу отметить: что творческий процесс для ребенка — это настоящее чудо. Здесь малыши раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят в свои способности. Мой опыт работы по внедрению хеппенинга с детьми раннего возраста показал следующее: у детей гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

Хотя и есть немного минусов (улыбка). Требуется больше салфеток и защита для одежды. Дети увлекаются и не замечают, как художества с бумаги переходят на одежду, лицо, мебель и всё, что попадается на пути.

Таким образом, могу с уверенностью сказать, одна из форм личностно-ориентированной технологии – хеппенинг — обеспечивает условия для успешного развития индивидуальных познавательных особенностей ребенка.

Не каждый ребенок станет художником, но рисование доставляет удовольствие, дети учатся видеть прекрасное в обычном. А мы — педагоги им в этом помогаем!

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -М. 2013.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение. -Белый ветер, 2011.
  6. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет: методическое пособие для педагогов ДОУ, М.: Просвещение, 2007.
  7. Мартынова Е. В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.
  8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. ООО издательство «Детство-пресс», 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год