Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»
ИЗО детям
Автор: Фоменко Светлана Викторовна   
28.11.2024 07:01

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Фоменко Светлана Викторовна, воспитатель МАДОУ №151 г. Мурманск

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализациисамостоятельной творческой деятельности детей. (Раздел II, пункт 2.6.).

Наиболее полно эту задачу можно решить в процессе продуктивных видов художественно-эстетической деятельности, а именно посредством нетрадиционных техник рисования.

Традиционные методы рисования, такие как использование карандашей, кистей и красок, безусловно, важны для формирования базовых художественных навыков. Однако современные педагоги все чаще обращаются к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, которые позволяют детям выражать свои мысли и чувства более свободно и разнообразно.

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

 

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.
  2. Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  3. Поощрять стремление детей к изобразительной деятельности при помощи нетрадиционных техник выполнения работ.
  4. Формировать умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
  5. Развивать мелкую моторику дошкольников.
  6. Развивать творческие способности в процессе изобразительной деятельности.
  7. Развивать и воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

Актуальность данного направления заключается в том, что благодаря нетрадиционным техникам рисования у детей накапливаются художественно-эстетические представления и формируется творческая личность посредством оригинальной игровой формы взаимодействия.

Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения путем нетрадиционных техник рисования.

Следует отметить, что использование нетрадиционных техник оказывает многогранное воздействие на развитие дошкольников:

  1. Развитие мелкой моторики. Многие из этих техник требуют точности движений и координации рук, что способствует укреплению мышц пальцев и улучшению мелкой моторики.
  2. Стимуляция воображения и фантазии. Нетрадиционные подходы дают возможность детям создавать необычные формы и образы, что стимулирует их фантазию и креативное мышление.
  3. Умение работать с разными материалами. Дети учатся обращаться с различными инструментами и материалами, что расширяет их опыт и формирует навыки работы руками.
  4. Развитие уверенности в себе. Успех в создании уникальных произведений искусства повышает самооценку ребенка и его уверенность в своих силах.
  5. Формирование эстетического вкуса. Работа с цветом, формой и разнообразными материалами помогает ребенку развивать чувство красоты и гармонии.
  6. Социальная адаптация. Совместные занятия с другими детьми способствуют развитию коммуникативных навыков и умений работать в команде.

Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладонью, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе замысла.

Допускается возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации) в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов ( «рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Применениенетрадиционных техник изобразительной деятельностипозволит педагогу:

  • создавать условия для развития самостоятельной творческой деятельности детей
  • разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы творческого развития
  • внедрять инновационные методики рисования
  • расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Теория вопроса

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью.

Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражать свои замыслы. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — художественно-эстетический опыт, умения и знания.

Проблемой развития творческих способностей детей занимались многие известные психологи и педагоги.

Изучали художественно-творческие способности дошкольников Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова.

Так, Борис Михайлович Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ вопросам развития способностей. По его мнению, способности можно и нужно развивать.

О необходимости расширять опыт ребенка для развития его творческой деятельности, писал и Лев Семенович Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление детей к творчеству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

Более конкретные вопросы, в частности, вопросы развития творчества посредством изобразительного искусства рассматривали Л.А. Венгер, Е.А. Флерина, Дьяченко О.М, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова и др.

Все эти авторы были едины во мнении, что для развития творческих способностей требуются эффективные средства взаимодействия с дошкольниками.

В качестве такого средствая рассматриваю применение в изобразительной деятельности нетрадиционных техник рисования.

Методическое обеспечение

Для реализации задач, прежде всего, необходимо ознакомиться с литературой и выбрать методическое обеспечение по теме.

Например, подойдут такие пособия:

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  2. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
  4. Необыкновенное рисование. Учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  5. Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6. 2008.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.

Далее, на основании выбранных методических пособий, необходимо разработать учебно-методический комплект:

  1. Комплексно-тематическое планирование.
  2. Конспекты НОД. У занятий могут быть такие названия как «Рисунки для пальчиков», «Веселая игра» и др.
  3. Проекты, которые можно назвать «Волшебные пальчики» или «Удивительные поделки».
  4. Картотеку используемых видов нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками; рисование ладошкой; тычок жесткой полусухой кистью; оттиск печатками из картофеля; скатывание бумаги; рисование манкой; оттиск осеннего листа; рисование ватной палочкой; техника печатания поролоном; рисование свечой и др.
  5. Картотеку игровыхзаданий на основе нетрадиционных техник: «Узнай фигуру», «Наряди елочку», «Радуга», «Подбери краски», «Волшебные линии», «Собери букет» и др.
  6. Картотекуигровых проблемных ситуаций: «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Помоги мне», «Найди такое же», «Нарисуй иначе» и др.
  7. Банк демонстрационных и дидактических материалов: таблицы, карточки, схемы, игрушки-персонажи.
  8. Цифровые презентации, способствующие ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования.

Большую часть учебно-методического комплекта желательно разработать в начале работы по теме, а потом, в течение учебного года, дополнять конспектами, играми, сценариями развлечений и другими материалами.

Развивающая предметно-пространственная среда

В соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимоорганизовать соответствующуюРППС в группе:

  1. Создать в группе Центр творчества «Юные художники».
  2. Оснастить Центр оборудованием, пособиями и атрибутами к различным техникам рисования: поролоновыми валиками, печатями из овощей, ватными палочками, свечами и др.
  3. Подобрать специальные книги, альбомы с различными техниками рисования, раздаточный и демонстрационный материал по теме.
  4. Пополнить видеотеку по данному направлению.
  5. Разработать цифровые материалы, обеспечивающие разнообразную деятельность детей по данному направлению.
  6. Предусмотреть полифункциональные предметы, предметы-заместители и природные материалы, пригодные для нетрадиционных техник рисования.

В работе важно придерживаться следующих методических правил:

  1. Начинать знакомить детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник, постепенно переходить к более сложным.
  2. Сначала рисуем отдельные предметы и объекты, а затем – сюжетные рисунки.
  3. В начале применяем в рисунке один вид техники. Освоив несколько видов, переходим к применению смешанных техник.
  4. На начальном этапе дети рисуют индивидуальные работы, затем переходим к коллективному рисованию.

Наиболее эффективными будут следующие методы взаимодействия педагога с воспитанниками:

  1. Метод создания композиций. Позволяет активизировать творческую инициативу дошкольников, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие.
  2. Словесный метод. Развивает творческую активность, воображение в процессе постижения смысла рисунка или техники. Помогает разобраться в выразительных средствах изображения. Образный рассказ, беседа, пояснение способствуют более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию.
  3. Практический метод. Показ конкретных способов изобразительной деятельности.
  4. Метод создания художественного контекста. Обогащает представления дошкольников о связях изобразительной деятельности с другими видами искусства или явлениями действительности. Это могут быть литературные произведения, произведения живописи, а также жизненные ситуации.

Этапы работы

Для успешной реализации поставленных задач желательно всю работу по теме разделить на три этапа, разделить условно.

Задача первого этапа -познакомить детей с основными техниками нетрадиционного рисования:

  • рисование пальчиками
  • рисование ладонью
  • тычок жесткой полусухой кистью
  • рисование ватной палочкой
  • рисование методом «набрызг»

Самыми любимыми и интересными техниками для ребят являются: тычок жесткой полусухой кистью и рисование методом «набрызг».

1. Рисование методом «набрызг». Суть состоит в разбрызгивании капелек краски. Краска разбрызгивается с помощью зубной щетки или жесткой кисти.

На лист бумаги выкладывается трафарет. Зубную щетку обмакиваем в краску и указательным пальцем быстрым движением на себя проводим по щетине.

В технике «набрызга» можно делать поздравительные открытки, рисовать натюрморты, листья деревьев. У рисунков получается очень интересная текстура.

2. Техника «тычок жесткой полусухой кистью». Эта техника является достаточно простой и доступной для детей. Краска в этом случае должна быть густой, кисточка – жесткой и сухой, её желательно подрезать. На самый край кисточки набрать краску. При нанесении тычка кисточка должна быть в вертикальном положении. В этом случае ворсинки кисточки расплющатся и получится пушистый шарик. При помощи этого метода можно рисовать цветы, птиц, пушистых животных, салют.

На втором этапепродолжаем знакомить детей с техниками рисования, но предлагаем уже более сложные техники, а также комбинирование различных материалов.

  1. Отпечатки «листики». Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
  2. Рисование мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
  3. Детям очень нравится печатание различными предметами. Это могут быть пенопластовые формы: педагог наносит на них углубленный рисунок острым предметом. Ребенок окунает такую «печатку» в краску, а затем прикладывает к листу бумаги — получается красивое изображение.
  4. Аналогично можно печатать овощами и фруктами: для этой цели особо подходят картофель, яблоки, морковь. Для этого им придается нужная форма и подбирается подходящая по цвету краска. Печатать также можно с помощью поролона, смятого комка бумаги, ватного диска.
  5. Рисование пластиковой вилкой. Получаются очень интересные рисунки. Нужно погрузить кончик вилки в краску и затем провести линии на листе бумаги. Так можно изобразить колючего ежика, солнышко, новогоднюю ёлочку.

На этом же втором этапекомбинируются различные нетрадиционные материалы:

Например, свечи и акварель. При помощи свечей или восковых мелков ребенок создаёт изображение на бумаге, потом закрашивает его акварельными красками. Рисунок свечой или мелками остаётся белого цвета, поскольку жирная основа не вступает во взаимодействие с акварелью.

В этот же периоднеобходимо решитьочень важнуюзадачу: сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений в знакомый материал.

Можно предложить имигровые проблемные ситуации: «Поможем художнику», «Придумай сам», «Угадай, что получится?», «Помоги мне», «Нарисуй иначе».

То есть, нужно способствовать тому, чтобы дети самостоятельно выбирали предметы и материалы для рисования, а также пытались найти разнообразные способы рисования.

Решая эту задачу, воспитатель работает в рамках развивающего обучения и системно-деятельностного подхода: он опирается наимеющиеся знания и опыт детей, которые необходимы для освоения нового знания.

В этом случае дошкольники не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе творчества.

Задача третьего этапа – развивать творческие способности посредством коллективного рисования нетрадиционными техниками.

У детей в процессе коллективного рисования закрепляются изобразительные умения и навыки, они овладевают различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом, могут применять несколько техник в одном рисунке.

На основе полученных знаний, дошкольники способны уже самостоятельно выполнять свои творческие работы, а также активно взаимодействовать друг с другом и с воспитателем в процессе творческой деятельности.

Можно сделать такие совместные работы как коллажи: «Рыбки», «Осенние деревья», «Ёжики», «В зоопарке».

Работа с родителями

Достичь положительных результатов в творческом развитии дошкольников поможет тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

Сотрудничество с родителями должно носить системный характер и проявляться в активных формах работы через:

  • индивидуальные и групповые консультации: «Как развивать творческие способности ребенка», «Самостоятельно делаем новогодние открытки», «Природный материал как средство для нетрадиционных техник рисования»
  • мастер-классы: «Виды нетрадиционных техник рисования», «Развивающие игры с нетрадиционным материалом»
  • творческие мастерские для оказания помощи родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для нетрадиционных техник рисования
  • организацию совместных выставок и фотовыставок
  • проведение совместных проектов и развлечений и др.

Кроме того, необходимо приглашать их на открытые показы НОД: «Рисунки для пальчиков», «Веселая игра».

Таким образом, нужно включить каждого родителя в единый совместный процесс развития творческих способностей у своего ребенка, что позволит значительно повысить эффективность взаимодействия с семьями воспитанников.

Диагностика развития творческих способностей

Диагностикуможно провести по методике Т.Г. Казаковой и И.А. Лыковой, которая называется «Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста».

Уровень творческого развития оценивается по показателям:

  • увлечённость
  • применение известного в новых условиях
  • самостоятельность в нахождении способов создания образа и другим
  • нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка
  • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа
  • соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям.

На основе наблюдения за изобразительной деятельностью каждого ребенка составляется его «портрет» художественного развития.

При успешной реализации цели и задач, можно предположить следующие результаты:

Для детей:

  1. Сформированы знания о нетрадиционных способах рисования.
  2. Владеет техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
  3. Развита мелкая моторика рук.
  4. Сформировано умение активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности.
  5. Развит интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

Для родителей:

  1. Сформированы практические умения по применению нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  2. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе дошкольного учреждения и группы, которую посещает ребенок.
  3. Установлено единство с воспитателем в вопросах художественно-эстетического развития своего ребенка.

Для воспитателя:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые дляразвития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  2. Разработан учебно-методический комплект на основе нетрадиционных техник изобразительной деятельности: развивающие игры, игровые проблемные ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей, презентации.
  3. Создана соответствующая предметно-пространственная среда в группе.

Дополнительная литература:

  1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
  3. Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
  5. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  6. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». — М.: Просвещение, 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год