Правополушарное рисование — как развитие творческого потенциала у дошкольников. |
ИЗО детям | |||
Автор: Сашкова Лариса Павловна | |||
14.10.2024 20:50 | |||
Правополушарное рисование — как развитие творческого потенциала у дошкольников. Материал подготовила: воспитатель Сашкова Л.П. … «Детский рисунок, процесс рисования — это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.» … В. А. Сухомлинский В каждом ребенке заложен потенциал творческих способностей, которые легко реализовать, если не ограничивать его. В детстве, как правило, дети не боятся браться за новое, а когда мы становимся взрослыми, то считаем, что творчество заложено генетически и не всем дано…На самом деле, эти рамки ставим мы сами. Достаточно перестать бояться и поверить в собственные возможности и, уж тем более, помочь ребёнку поверить в себя!
Что такое правополушарное рисование? Данный метод в корне отличается от стандартного обучения. При таком рисовании мы не следуем логике и знаниям, а рисуем эмоциями, чувствами, интуицией и фантазией, при этом получая настоящее удовольствие. Правополушарное (интуитивное) рисование было основано американским художником и доктором наук Бетти Эдвардс, методика которой изложена в книге 1979 года «Правополушарное рисование». В чем суть этой методики? Наш мозг разделен на два полушария: левое и правое. Левое отвечает за логику и следует правилам. Правое же работает с интуицией, вдохновением, чувствами. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Используя специальные техники, разработанные высококвалифицированными специалистами, активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Именно в правой стороне мозга рождается фантазия. Не важно, как правильно рисовать. Мы рисуем интуицией: линиями и цветом «как есть». Сравниваем формы, размеры, соотносим свет и тень и т.д. Метод правополушарного рисования позволяет:
Метод использования правого полушария позволяет очень быстро освоить искусство рисования. Благодаря несколькимупражнениям появляется возможность делать то, что прежде было недостижимо: рисование пейзажей, портретов, натюрмортов. Для детей естественно любить рисование красками и карандашом, лепку, пение и театральные постановки. К сожалению, родители часто уделяют больше внимания развитию точных наук, что стимулирует развитие только левого полушария, поэтому детям остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий. Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность. Правое полушарие ориентировано на нестандартные решения и творческий подход, где активно задействовано воображение. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Нам потребуется:
Лист удобно закреплять скотчем прямо на рабочем столе, что не даст ему соскользнуть и деформироваться при нанесении краски, а после снятия скотча, останется ровная белая рамка. Широкой кистью (молярной) грунтуем лист белой гуашью полностью. Затем хаотично, пока не высохла белая гуашь, ставим разноцветные точки, в зависимости, что задумали рисовать, такой цвет и используем. Следующий шаг, мы должны губкой или кистью слева направо (вертикально, горизонтально, по кругу или наискосок) размазать эти «кляксы». Главноене проводить в одном месте несколько раз, чтобы не испортить фактуру. Ребенок, который берёт в руки кисть, не задумывается о том что он собирается рисовать. А если задумывается, то не пытается понять, как это сделать. Он просто берет и рисует. Ему не важно какой будет результат, он получает удовольствие от самого процесса. Даже если в готовом рисунке невозможно понять, что нарисовано, ребенок будет гордиться результатом и с восхищением о нем рассказывать. Это значит, что процесс понравился и он получил вдохновение… В правополушарном рисовании с детьми можно (и нужно) рисовать пальчиками, использовать губку, ватные палочки или «разлохматить» щетину кисточки и, таким образом наносить тычки (например для изображения листвы). А ствол и ветки рекомендуют рисовать «верх ногами». В общем, «отключить» логику и «включить» фантазию! Темы для рисования можно предлагать, а можно придумывать вместе с детьми. Начинать можно с простых заданий: природа, дерево, цветок, горы и т. д. Практика работы показывает, что такая работа отлично помогает детям свободно творить. Правополушарное рисование очень успокаивает, позволяет отключиться от негативных мыслей. Это своего рода психотерапия: наносить сочные мазки краски на бумагу, не задумываясь о том, что должно получиться. Радоваться прикосновению кисти к бумаге, подбирать разные оттенки под свое настроение. И тогда рождается свой личный «шедевр», раскрывается индивидуальность. Сейчас на просторах интернета много мастер-классов поправополушарному рисованию, необходимо толькосделать первый шаг и, поверьте, вам захочется рисовать, раскрывая свой творческий потенциал и потенциал детей. … «Одни художники превращают солнце в желтое пятно, а другие превращают желтое пятно в солнце» … П. Пикассо
|