Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи детей дошкольного возраста»
ИЗО детям
Автор: Кузнецова Ольга Александрова   
01.04.2023 17:19

«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи детей дошкольного возраста»«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Муниципальный конкурс «Профессионал»

Описание собственной системы работы и основных достижений

Выполнила: Кузнецова Ольга Александрова воспитатель детского сада

В первые годы жизни детей происходят существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

 

В своей работе я использую разнообразные конструкторы и тренажеры, сделанные своими руками.

На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения, узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя в глаза; он учится общаться со своими сверстниками. Работая по программе воспитания в детском саду, воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на

этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации

движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В 2021 году я набрала группу детей 2-3 лет, когда в сентябре, обследовав детей, выявила, что из 10 детей два ребёнка не говорили совсем, двое говорили первыми слогами слова. Словарный запас у этих детей был очень низок, у троих детей наблюдалась замена звуков. По результатам диагностики развития речи – низкий уровень составил – 60%.

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Разнообразные физкульт минутки, танцевальные паузы, коврики здоровья и многое другое помогает мне в моей работе.

Изучая литературу, я заинтересовалась техникой нетрадиционного рисования. Оказалось, что самыми обычными предметами можно творить чудеса. На обычном занятии мы используем в основном карандаши и кисти.

Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя

свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное,

нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Поэтому целью моей работы стало развитие речи детей, через нетрадиционную технику рисования. Я создала соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразила наполняемость материалами центр сенсорики: (мозаика, втулки, пирамидки, различные дидактические игры и др.), центр строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки бросовый материал и др.), театрально — музыкальный центр (пальчиковые театры, фактурные куклы и др.),

задачи:

  • Способствовать развитию связной речи детей, увеличению словарного запаса
  • Способствовать развитию мелкой моторики рук
  • Способствовать развитию у детей эстетических чувств и умения общаться.
  • Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов для рисования, учатся создавать свои рисунки. Все это способствует развитию творческой личности.

В ходе работы проанализировала методическую литературу, создала условия для развития творческой активности детей, подготовила наглядный материал.

Организовала работу с детьми. Во время свободной деятельности дети раскладывают мозаику, перебирают различные виды бобовых (фасоль, бобы). Играя с палочками, кубиками, шнуровками, разноцветными крышками, прищепками, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение, стимулируют участки головного мозга с помощью массажа подушечек пальцев.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинаю с

рисования пальчиками, это самый простой способ получения изображения,

который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу надо начинать с

одного цвета, а потом давать два — три цвета. Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашиваю, что он хочет нарисовать и почему, что получилось.

Обогащаю детей знаниями и представлениями об окружающем мире. На организации образовательной деятельности широко использую такие виды рисования, как:

  • Рисование пальчиками, ладошкой. «Солнышко», «Дождик».
  • Рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона, из пластилина, можно вырезать из картофеля, яблока)
  • Рисование пробками (от пластиковой бутылки, зубной пасты и т.д.). «Шарики для зайки», «Гусеница» и т.д.
  • Рисование ватными палочками (нарисуй силуэт овощей или фруктов, снегопад и т.д.).

За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты. Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на ребенка, помогает его всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.

Кроме того, в процессе игровых заданий дети:

  • совершенствуют мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, выполняя движения рукой в заданном направлении (откручивают и закручивают крышки)
  • работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого воображения.

Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда мы с ребятами используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д. На организации образовательной деятельности мы широко используем:

  • скороговорки
  • потешки
  • рассказывание сказок
  • слушание русских народных песен.

Это помогает создать атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствовать развитию инициативы, самостоятельности детей, создавать эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития. Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя

свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное,

нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

Нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ:

  • многообразие способов рисования
  • многообразие средств рисования
  • проявляется индивидуальность
  • вызывает эмоциональный отклик
  • формирует речевые навыки
  • прививает любовь к изобразительному искусству

Кроме работы, проводимой с дошкольниками в группе, не остаётся в стороне и работа с родителями.

Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Для этого провела родительское собрание с родителями, где рассказала о важной роли развития мелкой моторики при организации образовательной деятельности. Показала основные приёмы работы изготовления рисунков в домашних условиях. Таким образом, стараюсь заинтересовать родителей, вовлечь в жизнь детского сада, сделать союзниками. С целью углубления и обогащения знаний родителей использовала следующее.

формы работы:

  • Индивидуальные беседы
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Выставка детских работ.

В ходе наблюдениями за детьми выявила, что в процессе использования нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь, а она тесно связана с движением, в первую очередь, пальцев рук.

На конец года исследовала уровень развития:

  • запаса слов
  • фразовую речь
  • звукопроизношение.

У детей отмечается заметное улучшение произношения, речь стала более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире стали использовать прилагательные, наречия, предлоги. Инициатива общения всё чаще исходит от детей.

В результате повторного диагностирования сделала вывод, что если на начало года низкий уровень развития речи составил 60%, то благодаря правильно организованной системе развивающего обучения с помощью нетрадиционной техники рисования виден рост в развитие речи детей, на конец года он составил – 10%.

Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Нетрадиционное рисование–это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, индивидуальности.

Каждая техника –это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование –это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей

На организации образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Анализируя результаты работы, можно сделать вывод, что данная методика способствует развитию мелкой моторики, создаёт базу для развития речи. В дальнейшем планирую продолжать работу над этой темой, так как вижу её перспективность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год