Восковые материалы как средство разностороннего развития дошкольника |
ИЗО детям | |||
Автор: Нестерова Юлия Александровна | |||
13.11.2016 08:52 | |||
Восковые материалы как средство разностороннего развития дошкольника Ю.А. Нестерова, педагог дополнительного образования. ГБОУ школа №1468 Д.О № 2580. г. Москва. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речи, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и, ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию, что и он может оставлять след на бумаге, и не только… Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу, копируя окружающий мир, он изучает его. Особенно важная связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать Существует множество приемов, с помощью которых, можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Например: кляксография, рисование вдвоем на длинной полоске бумаги, поролоновые рисунки, восковыми мелками, свечой, метод пальцевой живопись, монотипии, рисование по мокрой бумаге. Коллаж и многое другое. Исходя из проблем и задач по развитию интеллектуальных способностей детей, памяти, внимания, мелкой моторики, нами была создана программа, позволяющая научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения, развивать творчество детей. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Прекрасно подходить для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. И вы, и ваш ребенок получат от таких занятий не только удовольствие. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и чем угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект — Я. Ничем не замутненная радость от удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это Мое!» Исследователи детского изобразительного творчества (Т. С. Комарова, И.А. Лыкова и др.) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивали при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. А вот педагоги – практики утверждали, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны как краски. Но проблема отпадает, если вместо цветных карандашей предложить дошкольникам восковые мелки. Карандаши, либо мелки из воска – распространенный и очень простой в использовании материал для творчества. Он пользуется большое популярностью как у малышей, так и у взрослых. Воск, в частности цветной пчелиный воск, использовался в качестве средства для рисования с античных времен. Так, римский литератор Плиниус воспевал «восковое» искусство греков, которое впоследствии переняли римляне для портретной живописи. Восковые карандаши – замечательный инструмент для творчества, его можно использовать для рисования и письма по бумаге, по картону и по дереву. Изготавливаются карандаши на основе полимерных восков, натуральных наполнителей и высококачественных пигментов, за счет этого достигается насыщенность и сочность цветов. Восковые карандаши имеют ряд преимуществ перед деревянными: они самозатачиваются, их можно использовать по последнего сантиметра, штрихи свободно наносятся на гладкую и на шероховатую поверхность, а также свободно стираются ластиком. Кроме этого в процессе рисования руки не окрашиваются, даже если используется боковая поверхность карандаша. С помощью нее можно наметить контур рисунка, получится прекрасная композиция, если применить штриховку восковым карандашом отдельных элементов. Самым маленьким советуем выбирать карандаши треугольной формы, так как они имеют утолщенный грифель, и даже при сильном нажиме не ломаются. А треугольная форма предопределяет правильное положение пальцев на стержне во время рисования. С помощью карандашей круглой и шестигранной формы также идет подготовка руки к письму, развивается мелкая моторика. Рисование восковыми мелками – это прекрасный старт творческой деятельности вашего ребенка. Многие мамы отдают предпочтение им и совершенно не зря: они относительно мягкие и совсем не острые, даже если поломаются – ими нельзя пораниться. К тому же, при нажатии дают достаточно широкую линию и можно достаточно быстро сотворить шедевр. А еще они приятные на ощупь. Как рисовать восковыми мелками? Можно работать острием, торцом или боком мелка – получаются разные следы. Восковые штрихи растираются пальцами, мягкими тампонами. Ею можно рисовать и писать, работать штрихами или живописным пятном. Восковой карандаш и масляная пастель – классный и очень живописный материал для быстрых набросок и зарисовок. Интересный эффект получится, если поверх воска, пройтись акварелью или гуашью – окрасятся только те места, где нет воскового следа на бумаге. Это будет уже смешанная техника. Она часто используется в детских работах. Работу с восковыми мелками дошкольники осваивают быстрее, чем работу с красками, и она доставляет им большое удовольствие, чем рисование обычными карандашами, поскольку выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов неограниченна. Наиболее интересно в технике акварельных мелков выполнены рисунки на тему «Натюрморт», созданные из овощей, фруктов. Они позволили детям проявить все выразительные средства мелков. Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлением в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Рисунки детей стали лучше и разнообразнее по технике исполнения, выразительнее, богаче по содержанию. Опыт работы с детьми в саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что- то новое сами. Литература:
|