Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»
ИЗО детям
Автор: Корней Ирина Алексеевна   
11.11.2022 06:18

Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»Дидактическая игра – инструмент педагога для обогащения и закрепления знаний детей в области «Художественное творчество»

Воспитатель: Корней Ирина Алексеевна

Что же такое творчество?

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Художественное творчество, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Позволяющее ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем оно имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей; формирования художественного вкуса.

 

Главный мотив детского творчества — это стремление выражать свои впечатления, переживания, осваивать их в деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности.

Дошкольники учатся лепке, рисованию, различным поделкам и многому другому. Изобразительная и другие виды искусства развивают фантазию, усидчивость, память и мелкую моторику рук. Кроме того, эта деятельность доставляет детям массу удовольствия.

Но иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнили. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Я использую дидактические игры для обогащения и закрепления знаний по изобразительной деятельности. С их помощью можно незаметно для ребенка развивать его творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи. Для развития умений и навыков у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности соответствуют такие художественно-дидактические игры и упражнения, которые помогают им лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий.

Для удобства использования все игры распределяют по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Художественно-дидактические игры можно разделить на условные группы:

  1. Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы. Играя в эти игры, дети развивают пространственное воображение, учатся узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Например: «Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту».
  2. Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения. Например: в игре «Теплый – холодный», мы уточняем с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; в игре «На лугу расцвели красивые цветы» дети собирают букеты цветов определенной цветовой гаммы: теплой или холодной; в играх «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года» ребята подбирают цветовую гамму к определенному времени года и закрепляют знания о сезонных изменениях в природе.
  3. Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине. Например: в игре «Парные картинки» необходимо найди сходство и отличия предметов; играя в конструктор «Животные», дети собирают целое животное из различных частей тела (голова, уши, туловище, лапы, хвост).
  4. Игры, на развитие чувства ритма и симметрии. В этих играх дети учатся самостоятельно составлять узоры, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдать симметрию и ритм учат игры — «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов».
  5. Игры, способствующие развитию композиционных умений, начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине. Например: «Составь натюрморт», «Дорисуй картину», «Перспектива». В этих играх дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне. Таким образом, в процессе дидактических игр дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Длительность одной игры составляет 5-10 минут.

При этом необходимо выполнять следующие требования:

  • в играх объем практических заданий должен быть таким, чтобы не терялась основная игровая задача;
  • повтор упражнений должен осуществляться на разных уровнях трудности и с использованием различного материала;
  • должны быть в наличии все необходимые вспомогательные пособия и инструменты для работы;
  • должен осуществляться личностный подход к ребенку.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами. Результат игры является показателем уровня достижения детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определённое достижение.

Заканчивая игру, я поддерживаю у ребенка чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатом.

Таким образом, включая дидактические игры в художественно-творческую деятельность, я добиваюсь того, что дети с интересом включаются в творческий процесс, с удовольствием выполняют различные виды изобразительной деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год